Одна из самых известных притч в Евангелиях, это притча о блудном сыне. Мы находим ее в Евангелии от Луки.
У некоего господина было несколько детей, и вот самый младший просит его выделить положенную ему часть наследства, чтобы он мог «выйти в люди» и построить свою жизнь так, как считает нужным. Отец не перечит – скоро сын получает необходимые деньги и уходит.
Молодого неопытного человека, как то водится, сразу окружают «друзья», желающие пожить за чужой счет, но скрывающие свои намерения под видом «приятельства». Они завлекают юношу в дебри греха и разврата, где он спускает все свое огромное достояние. Выжав с незадачливого парня последние деньги, «друзья» бросают его, он остается один. Не имея никаких полезных жизненных навыков, привыкнув только развлекаться и веселиться, молодой человек долго не может найти работу, пока, наконец, один богач не берет его – нищего, голодного и изможденного – к себе в дом в качестве пастуха свиней. Но и тут живется несладко – с утра до ночи ему приходится быть со свиньями, а питание настолько скудное, что он вынужден утолять голод запаренными стручками, которыми кормили скотину.
Лишившись всех внешних соблазнов, застилавших ранее его рассудок, парень понимает, что он ошибся. Он вспоминает родной дом, где было светло, уютно и радостно. А самое главное – в памяти предстает образ отца – любящего, доброго, все понимающего. Но, вместе с тем, приходит и осознание собственного предательства. Это осознание сначала останавливает юношу, однако через некоторое время он все-таки решается вернуться домой – уже не как наследник, а как один из рабов, которому хоть и отведут самое последнее место в хозяйстве, но, по крайней мере, он будет сыт, одет, и сможет видеть своего отца. Приняв такое решение, сын возвращается домой.
Но тут все сразу же пошло совсем не так, как он предполагал. Едва увидев его издали, отец, невзирая на свой немолодой возраст, выбежал ему навстречу, обнял его и расцеловал. Он не захотел даже слушать оправданий и просьб сына принять его в число рабов! Какое там! Ведь сын вернулся! Он жив! И это было для старика самое главное! Каждый день пожилой человек с надеждой смотрел на дорогу, и, вот, наконец, его ожидания сбылись…
В доме начался праздник, на нем не было только старшего сына, который в это время находился в поле. Когда вечером он вернулся, то увидел светившийся во все окна дом и спросил слуг о причине торжества. Узнав же, что пир устроен по поводу возвращения его блудного брата, старший сын затаил обиду и не стал входить вовнутрь. Отец заметил это и вышел выяснить, в чем дело, на что получил ответ: «Я столько лет верой и правдой служу тебе, а ты не устроил мне даже малого праздника. Но вернулся этот расточитель – и ты созвал целый пир». На эти упреки старик ответил: «Сын мой! Ты всегда со мною, и все мое – твое. Сейчас же нам надо радоваться и веселиться, что брат твой был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк 15: 11 – 32).
Над чем же призывает нас задуматься эта притча? Что хотел сказать Спаситель, поведав ученикам такую незатейливую, казалось бы, историю? Какую истину пытается донести она до ума и сердца современного человека?
На примере этой притчи раскрывается тайна бесконечной любви Бога к своему творению, любви родителей к детям и любви каждого из нас к ближнему.
Не всегда получается у нас «возлюбить ближнего своего, как самого себя» (Мф. 22, 39). Если и кровный брат блудного сына приревновал и с упреком и без радости воспринял его возвращение, то что говорить о нас, таких разных и далеких друг другу.
Как же нам полюбить своего ближнего? Как исполнить вторую, после любви к Богу, заповедь Христову?
Бог хочет, чтобы каждый человек стал лучше, чем он есть и, как любящий отец, страдает из-за нашего несовершенства, из-за наших грехов, из-за того, что человек оставляет и забывает Его. Но все это не мешает Богу любить человека, еще до того как он обратится, покается и исправится. И примером этому является именно притча о блудном сыне. Несмотря на то, что сын покинул отца, пошел «на страну далечеч», отец продолжает его любить и ждать.
Причина многих конфликтов между людьми кроется в том, что мы не принимаем человека таким, каков он есть, а хотим видеть его другим. С нашей точки зрения тому или другому человеку чего-то не хватает, в чем-то он мог бы быть, или стать лучше. Нам хочется, чтобы окружающие вписывались в искусственно созданный образ, созданный нами. И, если этого не случается, то происходит конфликт между нашим представлением о том, каким человек должен быть, и тем, каким он есть в действительности.
Обратим внимание в притче еще на то, что несмотря на всю свою любовь, отец не навязывает ее сыну, он не применяет насилия, не ограничивает его волю, свободу выбора.
Часто родители недовольны своими детьми, считают, что дети занимаются не тем, чем нужно, не слушаются, не проявляют достаточно внимания и заботы. Естественно, что дети должны быть послушны родителям, и родители несут ответственность за своих детей, в некоторых случаях должны вмешиваться, чтобы помочь увидеть детям то, чего они, из-за своей незрелости, не видят. Но любовь не должна перерастать в насилие над личностью. Следует помнить, что никакое ограничение не может стать основой духовной жизни. И только до какого-то момента ребенок терпит, а затем, достигнув определенного возраста, сбрасывает с себя это иго навязчивости.
Неделя о блудном сыне не зря является подготовительной неделей перед Великим постом. Ведь сам пост – это время переоценки самого себя, пересмотра своих жизненных ценностей, а не отказ от животной пищи.
Комментариев нет:
Отправить комментарий