вторник, 2 октября 2012 г.

Святые князья Древней Руси




Из-за раздора князей наступила печальная эпоха для Русской земли.

Среди тех междоусобий, которые велись князьями из-за обладания киевским престолом, принял мученическую кончину великий князь Игорь, в крещении Гавриил.

Он был сыном мятежного князя Олега Черниговского.  Старший брат Игоря в результате междоусобиц занял киевский престол. Умирая, он призвал влиятельнейших киевлян и сказал им:

— Я очень болен, вот брат мой Игорь, возьмете его себе в князья?

И те отвечали:

— Возьмем с радостью!

«Но они обманывали его», — прибавляет летописец.

После похорон киевляне принесли обет верности новому князю, прося его заменить вельмож брата, которые грабили народ. Игорь пообещал, но исполнение его обещания ждать не стали. Киевские бояре тайно предложили престол переяславскому князю Изяславу. 

 Изяслав, видя поддержку горожан, смело выступил в поход против Игоря.  Рать Игоря была разбита, сам он был схвачен в болоте, где увяз его конь. Так великое княжение Игоря продолжалось всего двенадцать дней. Схватив, его держали несколько дней в киевском Выдубицком монастыре, а потом заточили в темнице в Переяславле.

Тяжко заболев в заточении, Игорь просил разрешения у нового великого князя принять иноческий постриг. Изяслав ответил ему: «В своем желании постричься, ты волен. Я же тебя и без того выпускаю, ради твоей болезни». Игорь вышел из тюрьмы еле живой и принял схиму в Киевском Феодоровском монастыре, основанном Мстиславом Великим.

Вновь вспыхнувшие междоусобицы заставили Изяслава покинуть Киевские пределы, а затем и просить помощи у киевлян ратными людьми.

— Идем за тебя и с детьми, — кричали горожане в ответ на речь посла Изяслава.

Но в это время нашлись в толпе люди, которые стали разжигать ненависть к Игорю и ко всему роду Олеговичей.

— Мы рады идти, — говорили они, — но вспомните, что враг князя и народа не в темнице сидит, а живет спокойно в монастыре. Умертвим его и тогда пойдем спокойно на помощь нашему князю.

Эти слова произвели сильное впечатление. Толпа бросилась к Феодоровскому монастырю. Напрасно брат Изяслава Владимир пытался удержать народ, убеждая, что Игоря «стерегут крепко». Толпа ворвалась в храм, где в это время совершалась литургия, и с криками потащила Игоря за ворота. Князь Владимир с трудом отбил князя-инока у разъяренных мятежников, закрыв его своей одеждой. Он спрятал Игоря в доме своей матери. Узнав об этом, толпа выломала ворота и ворвалась в дом. Игоря безжалостно убили. 

Только на следующий день тело убитого князя было перенесено в монастырский храм и облачено в соответствующую одежду. Совершая погребение, игумен Феодоровского монастыря, постригавший Игоря в монашество, воскликнул:

— Горе живущим ныне! Горе веку суетному и сердцам жестоким!

В день погребения князя-инока, отмечает летописец, «небо рыдало и был гром великий», что напугало киевлян и полностью изменило отношение к убитому. Уже тогда многие начали чтить его как святого страстотерпца. Останки Игоря через три года после убиения были перенесены в Чернигов и погребены в кафедральном соборе.

В Русской Церкви почитается икона Богородицы Игоревская. Она названа так потому, что этот образ Божией Матери был келейной иконой князя-инока, перед которой он молился и в день своего убиения.


Комментариев нет:

Отправить комментарий