среда, 26 марта 2014 г.

Притчи

Иисус Христос часто излагал Своё учение в притчах, то есть в историях и примерах из обычной жизни, и смысл этих примеров должны были находить сами слушатели. Христос хотел, чтобы Его слушали активно, творчески, а не просто как какого-то занимательного рассказчика. Надо было задуматься над притчей, увидеть скрытый в ней смысл и понять, как этот смысл приложим к собственной жизни.

В этих простых и выразительных притчах есть ответы на самые глубокие и важные вопросы в жизни каждого из нас: отношение к Богу, к людям и к себе самому.

ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К БОГУ И БОГА К ЧЕЛОВЕКУ


Притча о блудном сыне
(Евангелие от Луки, глава 15, стихи с 11 по 32)


Рембранд.
Возвращение блудного сына. 1668
Чтобы людям было понятно, как безгранична любовь Бога к человеку и как велика радость покаяния, Христос рассказал несколько притч. Среди них особенно яркая - Притча о блудном сыне.

У одного человека было два сына, и сказал младший из них отцу: "Отдай мне полагающуюся мне часть имущества". И отец разделил имущество между сыновьями. Через несколько дней младший сын, забрав свою часть, уехал в далёкую страну.

Там он жил распутно и промотал всё своё состояние. Когда же он всё растратил, в той стране начался сильный голод, и стал он бедствовать. Тогда он пошёл работать к одному из местных жителей, а тот послал его пасти свиней. И он был бы рад съесть стручки, которые ели свиньи, но даже этого никто не давал ему. И тогда он, одумавшись, сказал себе: "Сколько работников у моего отца едят досыта, а я умираю от голода. Встану, пойду к отцу моему и скажу: "Отец, я согрешил против неба и перед тобой, и больше не достоин называться твоим сыном, прими меня как одного из твоих работников!"

И он пошёл к своему отцу. Он был ещё далеко, когда его увидел отец. Он сжалился над сыном, побежал ему навстречу, обнял и поцеловал его. И сказал ему сын: "Отец! Я согрешил против неба и перед тобой, и больше не достоин называться твоим сыном". Отец же сказал своим рабам: "Скорее принесите его одежду и оденьте его. Наденьте перстень ему на руку и обувь на ноги. Приведите и заколите откормленного телёнка. Будем есть и веселиться, ведь мой сын был мёртв, а теперь ожил, пропадал и нашёлся!" И устроили праздник.

Старший сын был в это время в поле. А когда стал возвращаться, подойдя к дому, услышал музыку и пение. Подозвав одного из слуг, он спросил, что здесь происходит? Тот ответил: "Брат твой возвратился и отец заколол откормленного телёнка, потому что сын вернулся к нему целым и невредимым". Старший брат рассердился и не захотел войти в дом. Тогда вышел отец и стал его уговаривать. Старший сын сказал в ответ: "Сколько лет я служу тебе, и все приказания твои исполнял, а ты ни разу не дал мне даже козлёнка, чтобы я мог повеселиться с моими друзьями. А когда пришёл этот твой сын, который проел твоё состояние с блудницами, ты заколол для него целого телёнка!" И сказал ему отец: "Сын мой! Ты всегда со мной, и всё моё - твоё. Но как же не радоваться тому, что брат твой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся".

Как сдержанно говорится в Евангелии о том, что случилось между отцом и сыном... Ведь, если вдуматься, простые слова младшего сына: "Отдай мне...", - на самом деле означают: "Старик, ты зажился на свете; я не могу ждать, когда ты умрешь. Дай мне сейчас то, что всё равно достанется мне после твоей смерти. Я уже взрослый, мне не нужен отец. Мне нужны свобода и то, что ты нажил". Из любви к сыну отец соглашается на эту просьбу и отпускает его. Получив свою долю, младший сын с лёгким сердцем устремляется к свободе.

Но вот проходит время, богатство иссякло. Новые друзья, так охотно тратившие отцовское состояние, бросили этого сына, как сам он раньше бросил отца. Нужда и голод одолевают его. В тоске и позоре он вспоминает дом, где вырос в любви, не требующей платы, любви отца: "Встану, пойду к отцу моему...". И он идёт.

А отец никогда не переставал быть ему отцом, он надеялся и ждал. Завидев сына, он бежит к нему навстречу, обнимает и целует, и сын произносит свою исповедь: "Отец! Я согрешил против неба и перед тобой и больше не достоин называться твоим сыном". Но отец не позволяет ему отречься от сыновства. Он просит слуг принести одежду сына, как бы говоря: "Раз ты вернулся, значит, всё понял. Значит, я вновь ожил для тебя, и ты сам вернулся к жизни!". Он идёт ещё дальше - вручает ему перстень. Это не просто обычное кольцо. В древности, когда люди не умели писать, любой документ заверялся перстнем с печатью. Вручить кому-то свой перстень означало отдать в руки другого человека свою жизнь, имущество, семью и честь. Это было всё равно что сказать: "Я полностью верю тебе и вверяю себя в твои руки".

И тут появляется старший сын. Он всегда работал усердно, не требуя вознаграждения, потому что знал: так поступать правильно. Одного ему не хватало: в нём не было тепла, ласки, радости о своём отце. Он сердится и не хочет пойти на праздник. Тогда отец сам выходит звать его и слышит в ответ упрёк и обиду. Старший сын не желает иметь ничего общего со своим братом: "Этот твой сын", - говорит он про него отцу. Как же отвечает отец? "Сын мой! Ты всегда со мной, и всё моё - твоё". Он зовёт и его и раскрывает свои объятия для обоих.

Нет ни одного из нас, к кому нельзя было бы отнести эту притчу. Не обращаемся ли мы к Богу так же спокойно, как старший сын, с жестокой наивностью требуя всё, что Он может нам дать: здоровье, красоту, ум, - чтобы унести всё это прочь и растратить? И только когда пропадают в нас и сила, и надежда, когда нам нечего уже дать другим, мы вспоминаем о той Любви, что нас взрастила.

Эта притча от имени Самого Христа говорит нам, что Бог примет нас с радостью и любовью и простит нас. Он Сам выйдет нам навстречу, пока мы нерешительно приближаемся к Его дому.

ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К ЧЕЛОВЕКУ


Притча о милосердном самарянине
(Евангелие от Луки, глава 10, стихи с 25 по 37)


В. Суриков. Милосердный самарянин. 1874
Не раз люди подходили ко Христу и спрашивали: что самое главное в Его учении о Царстве Божием? Уже в Ветхом Завете было сказано, что самый главный закон - это любить Бога всем сердцем своим и ближнего своего, как самого себя (Второзаконие, глава 6, стих 5 и Левит, глава 19, стих 18). И вот однажды к Иисусу обратился человек, который этот закон хорошо знал, и спросил: "А кто же мой ближний?". На это Христос ответил ему:

"Один человек шёл из Иерусалима в Иерихон и на него напали разбойники. Они раздели его, избили и ушли, бросив полумёртвым. И случилось так, что той же дорогой шёл один священник, и, увидев его, прошёл мимо. Также и левит, проходя то место, подошёл, посмотрел и пошёл мимо. А один самарянин, который проезжал там, нашёл его и, увидев, пожалел. Он подошёл к нему и перевязал его раны, промыв их вином и смазав маслом. Затем посадил раненного на своего осла, отвёз в гостиницу, и там ухаживал за ним. А на следующий день, уезжая, дал хозяину гостиницы денег и сказал: "Позаботься о больном, а если истратишь больше, чем я тебе дал, на обратном пути я тебе верну". "Как ты думаешь, кто из этих троих оказался ближним пострадавшему от разбойников?" - обратился Христос к спросившему, - "Тот, кто проявил к нему милосердие", - ответил тот. Тогда Иисус сказал ему: "Иди, и ты поступай так же".

Ответ Христа прост и прям: ближний - это всякий человек, всякий, кто нуждается в нас. Не любя своего ближнего, нельзя любить Бога, и не служа своему ближнему, невозможно угодить Богу: "Если кто говорит: "Я люблю Бога", - и при этом ненавидит своего брата, тот лжец. Ведь если он не любит брата, которого видит, как может любить Бога, которого не видит" (1 Послание апостола Иоанна, глава 4, стихи с 7 по 21).

В Притче о милосердном самарянине ярко описывается, как священник и левит натыкаются на раненого. Оба они служители Божии, оба из древнего священнического рода в Израиле. Про первого не сказано даже, что он остановился взглянуть на раненого, второй задержался посмотреть - и каждый из них прошел мимо. Им не было дела до этого человека, потому что для них это был чужой человек. Они ничему не научились из молитвы Богу, Который сама Любовь, они не знали Его.

Тем же путем шёл самарянин, то есть человек, к которому иудеи и не прикоснулись бы, потому что самаряне были для них еретиками, безбожниками, врагами. Уж он-то знал, что такое быть чужим, одиноким, когда мимо тебя проходят с презрением, а порой и с ненавистью. И он увидел этого несчастного зрячими, а не слепыми глазами и позаботился о том, чтобы вылечить его, вернуть к жизни. Он отдал ему то, что у него было, - своё время, свою заботу, своё сердце.

От нас не требуется делать больше, чем мы можем сделать. "Спасти человечество" не в наших силах. Но заметить беду, помочь другому, помочь попросту, любовно, не смущаясь, что мы можем сделать так мало, - вот образ христианского отношения к людям.

ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К САМОМУ СЕБЕ


О талантах
(Евангелие от Матфея, глава 25, стихи с 14 по 29)


"Человек некий, отправляясь в чужую страну, созвал своих слуг и поручил им своё имущество. Одному он дал пять талантов, другому два, третьему один, каждому по силам, а сам уехал.

Тот, кто получил пять талантов, вложил их в дело и приобрёл ещё пять. Получивший два тоже нажил ещё два. А получивший один пошёл и закопал деньги своего господина в землю.

Прошло много времени, и вот возвращается хозяин слуг и требует у них отчёта. Получивший пять талантов пришёл и принёс ещё пять. "Господин мой, - сказал он, - ты дал мне пять талантов, вот, я приобрёл ещё пять". Хозяин сказал ему: "Хорошо, ты добрый и верный слуга. Ты был верен в малом деле, я поручу тебе большое. Получи награду от господина своего". Пришёл и второй - с двумя талантами - и сказал: "Господин мой, ты дал мне два таланта, а я нажил ещё два". Хозяин сказал ему: "Хорошо, ты добрый и верный слуга, ты был верен в малом, я поручу тебе больше. Получи награду от господина своего".

Пришёл и тот, кто получил одну тысячу. "Господин мой, - сказал он, - я знал, что ты человек безжалостный: жнёшь там, где не сеял, и собираешь там, где не рассыпал. От страха я пошёл и зарыл свой талант в землю: вот тебе твои деньги". Тогда хозяин ответил ему: "Негодный и ленивый слуга! Ты знал, что я жну там, где не сеял, и собираю там, где не рассыпал. Поэтому тебе надо было отдать мои деньги менялам, тогда, вернувшись, я получил бы своё с процентами. Заберите у него этот талант и отдайте тому, у кого десять. Так как каждому, у кого есть, будет дано ещё, а у кого нет - отнимется и то, что есть".

Во времена Христа талант был самой крупной денежной единицей. Но не только о деньгах говорится в этой притче. Талант - это наши способности, и у каждого есть полученные от Бога какие-то свои, особые, дарования. Перед каждым христианином встает вопрос: что сделал я со своим талантом? Как отвечу я за него перед Богом? Это чувство ответственности, уважения к тому, что вложено в нас Богом, осознание обязанности и необходимости развивать свои способности, - очень важная часть христианского понимания жизни.

Почему ленивый раб закопал свой единственный талант в землю? Он испугался риска: ведь можно всё потерять, да ещё и отвечать придётся. Не лучше ли, оправдывая себя несправедливостью и жестокостью господина, спрятать подальше то, что было им вручено? Так и мы зачастую малодушно и трусливо храним свой покой, боясь рискнуть хоть чем-нибудь в своей жизни, чтобы достичь большего. Но то, что было нам когда-то дано, никогда не было нашим. И Господь вернёт это Себе и отдаст тому, кто готов рисковать мнимым благополучием, рисковать собой, чтобы добиться большего, чтобы принести плод и не быть заживо мёртвым, но быть живым и животворящим.

Комментариев нет:

Отправить комментарий