понедельник, 17 марта 2014 г.

Святой благоверный князь Феодор Смоленский и Ярославский

Святой благоверный князь Феодор по прозванию Черный, внук Владимира Мономаха, родился в грозную для Руси годину польского нашествия и был в крещении наречен во имя святого великомученика Феодора Стратилата, которые особо почитались русскими князьями-воинами. С юных лет он отличался смирением, строгой нравственностью и благочестием. И св. князю Феодору суждено было прославиться в Русской земле воинскими подвигами. 
В 1240 году умер его отец, князь Ростислав. 
Старшие братья, наследники, поделили между собой земли отца своего, выделив младшему — отроку Феодору — маленький Можайск. Здесь прошло его детство, здесь учился он Священному Писанию, церковной службе и воинскому искусству. 
В 1260 году святой князь Феодор женился на Марии Васильевне, дочери свя­того благоверного князя Василия Ярославского и стал князем Ярославским. У них родился сын Михаил, но вскоре святой Феодор овдовел. Он много времени проводил в ратных трудах и походах, сына его воспитывала теща, княгиня Ксения. 
В 1277 году объединенные дружины русских князей, среди которых был св. Феодор, в союзе с татарскими войсками участвовали в походе в Осетинскую землю и во взятии «славного града их Тетякова». Союзные войска одержали в этой войне полную победу. Дело в том, что со времен святого Александра Нев­ского ханы Золотой Орды, видя неслом­ленную духовную и военную мощь Православной Руси, были вынуждены  привлекать русских князей к союзу, обра­щаться к ним за военной помощью. 
Рус­ская Церковь исполь­зовала это сближение для христианского просвещения. 
В эти годы и оказался в Орде свя­той князь Феодор. Отличившийся ратными подвигами в осетинском походе, он вызвал к себе особенное расположение хана Менгу-Темира, который почти­тель­но относился к Православной Церкви, первый выдал ханский ярлык о цер­ков­ной неприкосновенности митрополиту Кириллу. В летописи сказано: «А князя Феодора Ростиславича царь Менгу-Темир и царица его вельми любяще и на Русь его не хотяше пустити мужества ради и красоты лица его». Три года пробыл святой Феодор в Орде. Наконец «царь отпустил его с ве­ликой честью», и князь прибыл в Ярославль. К этому времени супруга его, Мария, уже умерла, в городе правила княгиня Ксения с внуком Михаилом. 
Ярос­лавцы не приняли вернувшегося из Орды князя: «Не прияша его во град, но рекоша ему: “Сей град княгини Ксении, и есть у нас князь Михайло”». 
Святой Феодор должен был вернуться в Орду. Царица, жена хана Менгу-Темира, «его любляше зело и хотяше за него дщерь свою дати". Такой брак имел бы для Руси большое значение. Хан долго не соглашался на него, считая русских князей своими «улусниками» (то есть вассалами, подданными). Выдать дочь за русского князя значи­ло признать за ним равное достоинство. И еще важнее: это значило для хана признать превосходство Православия, потому что прежде венчания нужно было, чтобы татарская царевна приняла святое кре­щение. Хан пошел на это, слишком важен для него был союз с Русью: «и царевну повелел за князя Феодора дати, и повелел ее прежде крестить, а пра­вославной веры не повелел осквернить». Так женился святой Феодор на дочери могущественного татарского хана Менгу-Темира, нареченной в крещении Анной. «Царь же его весьма чтил и повелел ему садиться напротив себя, пост­роил ему дворец, дал князи и бояре на послужение». Там, в Орде, и родились у святого Феодора Черного его сыновья — святой бла­говерный князь Давид (+1321 г.) и святой благоверный князь Константин. 
Огромное влияние, которое святой Феодор приобрел в Орде, он использовал во славу Русской земли и Русской Церкви. Православие все более укреплялось среди татар, ордынцы усваивали русские обычаи, нравы и благочестие. Русские купцы, зодчие, мас­тера несли русскую культуру на берега Дона, Волги, Урала и дальше до самой Монголии. До сих пор археологи находят православные иконы, кресты, лампады по всей территории прежней Золотой Орды, вошедшей в состав России. Так начиналось великое миссионерское движение Русской Церкви на Восток, просвещение светом Евангельской истины всех племен до Великого океана. Русские православ­ные князья и их дружинники, участвуя, как союзники, в монгольских походах, узнавали и осваивали бескрайние просторы Азии, Сибири и Дальнего Востока. 
В 1330 году, всего через тридцать лет после смерти святого Феодора Черного, китай­ские летописцы напишут о русских дружинах в Пекине. 
Святой Феодор жил в Сарае до 1290 года, когда «пришла ему весть с Руси, от града Ярославля, что его сын первый, князь Михаил, преставился». 
Дав кня­зю богатые дары и большую дружину, хан отпустил его на Русь. Вновь став князем в Ярославле, святой Феодор начал ревностно заботиться об усилении и бла­гоустроении своего города и княжества. 
Не порывались связи святого Феодора Черного и с его отчизной — Смолен­ском, хотя княжить ему там было непросто. Так, в 1297 году святой Феодор ходил походом к Смоленску восстановить свои законные права на Смоленское княжение, захва­ченное его племянником. Но взять город и стать снова смолен­ским князем ему в этот раз не довелось. Вскоре после того похода святой князь-воин занемог. 18 сентября 1299 года повелел перенести его в Спасо-Преображенский монастырь, чтобы принять монашеское пострижение. Преставление святого благо­верного князя Феодо­ра отмечается Церковью 19 сентября/2 октября. 
 Русский народ сложил о святом князе Феодоре духовные песни, которые на протяжении столетий распевали «калики перехожие». В них прославля­ются благочестие и пра­восудие, милосердие и благотворительность святого, его забота о строительстве и украшении храмов. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий