среда, 3 июля 2013 г.

Изучение православной литературы в светской школе

ИЗУЧЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В СВЕТСКОЙ ШКОЛЕ (НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА И.С. ШМЕЛЕВА)
О.Г. Михайлова, учитель гимназия № 56, г. Томск

В связи с политическими и экономическими переменами в России нравственные ценности в нашем обществе из области сопричастности общему, соборному идеалу взаимоотношений  между людьми сместились на проявление практического рационализма. В результате усилилось разобщенность людей, ухудшилась нравственность; происходит потеря смысла жизни, криминализация сознания и др. Это в свою очередь приводит к нравственной деградации общества, особенно молодежи. Следовательно, государственные общеобразовательные структуры, ответственные за духовное здоровье нации, должны принять необходимые меры для духовно-нравственного оздоровления современных школьников: противопоставить моральным антиценностям современной культуры традиционные ценности российской культуры. 
Православная литература сохранила опыт чувств, эталонные ценности, отразившие способ реагирования человека на мир в эстетических формах, так как она основывается на нормах христианской морали, сохраняет преемственность духовных традиций, способствует социальному и нравственному воспитанию обучающихся. Духовный человек всегда стремится к истине, добру и красоте. Православная духовная литература развивает творческое мышление и восприятие, стремится передать тот свет любви и красоты, который несет в себе. О педагогических возможностях воспитания на основе православных традиций говорил еще Иван Сергеевич Шмелев. 
В 1923 году И.С. Шмелев опубликовал повесть «Солнце мертвых» – трагический рассказ о пережитом в годы гражданской войны, «книгу ужаса и скорби по погибающим ценностям человеческого духа». «Лето Господне» возвратит его к вере, вновь приведет к Богу. В 1925 году он писал: «В прошлом у всех нас, в России, было многоживого и подлинно светлого, что, быть может, навсегда утрачено. Но оно было». 
Помнить прошлое и строить настоящее по законам прошлого – в этом, по Шмелеву, основа незыблемости мира. В этом мире главное – осмысленность, одухотворенность восприятия повседневной жизни, быта. Установленный веками порядок воспринимается как высший нравственный закон: обычные человеческие действия, да и вся человеческая жизнь превращается в особый священный обряд: «Так все налажено – только разумей и радуйся…» 
Память в творчестве И.С. Шмелева – категория этическая и эстетическая: по законам благодарной памяти построено большинство его произведений. Многие авторы школьных программ рекомендуют изучать прозу И.С. Шмелева в нескольких классах, и это вполне оправданно. На наш взгляд, Иван Сергеевич – один из крупнейших писателей русской литературы 20 века и его произведения имеют огромное воспитательное значение, поэтому просто необходимо возвращаться к изучению его творчества в каждом классе. Ведь во всех его произведениях речь идет о человеческой судьбе, о жизни и смерти, о последних основах и тайнах земного бытия, о священных предметах и о собственной судьбе самого писателя. 
Тема православных праздников затрагивается в 5-ом классе при изучении повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», рассказов Ф.М Достоевского «Мальчик у Христа на елке», «Как я встречался с Чеховым. За карасями» И.С. Шмелева. В шестом классе можно обратиться к другим рассказам: «Мартовская капель», «На святой», «Рождество». И хотя школьной программой не предусмотрено обращение к творчеству И.С. Шмелева в 7-10 классах, все-таки следует включить ряд произведений в дополнение к базовому минимуму. Исходя из многолетнего опыта преподавания, хочется отметить важность приобщения к такого рода произведениям и степень их воздействия на еще не сформировавшиеся души детей. Роман «Лето Господне» по главам можно изучать с 5-го по 9-й класс, а в целом его освоить в 11 классе. 
Роман уникален хотя бы потому, что главным его персонажем является ребенок, но за ним стоит писатель Иван Шмелев, уже прошедший тот путь, который еще предстоит пройти его герою. В нем непосредственность детского мировосприятия, мира русского благочестия и русской религиозно-бытовой жизни, согласуется с непосредственностью веры православного человека. У ребенка складывается православный эмоциональный комплекс: он привыкает жить по православному календарю, учится видеть сложность человеческой жизни и оценивать
ее в свете православия. Особое значение при этом имеет церковная жизнь как неотъемлемый атрибут православия. Именно здесь, в церкви,  ребенок через изображение Бога, святых, картин Страшного Суда постигает основные догматы христианства; ощущает благоприятное влияние молитвы, начинает чувствовать смысл и красоту Божьего слова. 
Использование приема передачи через детское восприятие позволяет объемно изобразить внутренний мир ребенка, его мысли и чувства по поводу того или иного явления. Сила художественного восприятия соединяется с глубиной философского осмысления изображенного. 
Романы «Богомолье», «Лето Господне», сборник «Родное» – автобиографическая трилогия, созданная писателем в эмиграции, во Франции, – вершина его творчества.Сам И.С. Шмелев писал: «Богомолье»  меня лечило. Я низал и низал тропки – строки, я сказку былого себе сказывал, мурлыкал – вымурлыкал себе…» Книги Шмелева «лечили» и спасали многих в кругах русской эмиграции. 
Особое место среди них занимает роман «Лето Господне». Известная поэтесса З. Гиппиус в письме к писателю так отозвалась о нем: «Непередаваемым благоуханием России исполнена эта книга. Ее могла создать только такая душа, как Ваша. Мало знать, помнить, понимать – совсем этим надо еще любить… Не могу Вам рассказать, какие живые чувства пробудила она в сердце… это не только «литература», а больше…». 
Нельзя научить чувству любви, но можно показать путь, ведущий к ней. И этот путь мы четко видим в книгах И.С. Шмелева. Анри Труайя произнес, на наш взгляд, очень точную фразу: « …Рядом с календарем дней идет календарь совести. Движение солнца в небе сопровождается
движениями внутреннего солнца души… Иван Шмелев, сам того не сознавая, ушел дальше своей цели. Он хотел быть только национальным писателем, а стал писателем мировым». 
Изучение произведений с православной тематикой, с нашей точки зрения, должно ложиться на уже подготовленную почву, поэтому знакомство с православными ценностями следует начинать уже с начальной школы. Наиболее оптимальным вариантом является введение спецкурса «Православная культура» или подобного ему, где обучающиеся знакомятся с Библией как основной книгой христиан, изучают обряды и обычаи православных празднований, православную культуру российского государства с исторической точки зрения.. Н.О. Лосский утверждал: «Православная культура есть чувственное воплощение абсолютных
ценностей бытия в творческих формах жизнедеятельности человека».

Комментариев нет:

Отправить комментарий