Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня является двунадесятым праздником — относится к числу 12 самых важных праздников после Пасхи — и отмечается 27 сентября (14 сентября по старому стилю). Об истории этого праздника рассказывает настоятель храма св. Николая Чудотворца Игорь Ельсуков.
27 сентября Православная Церковь отмечает праздник Воздвижения честного и животворящего Креста Господня.
Римские императоры-язычники пытались полностью уничтожить в человечестве воспоминания о священных местах, где пострадал за людей и воскрес Господь наш Иисус Христос. Император Адриан (117-138) приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на холме поставить капище языческой богини Венеры и статую Юпитера. Однако через 200 лет промыслом Божиим великие христианские святыни - Гроб Господень и Животворящий Крест были вновь обретены христианами и открыты для поклонения. Это произошло при равноапостольном императоре Константине Великом, первом из римских императоров, прекратившем гонения на христиан.
Желая отыскать Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, равноапостольный Константин направил в Иерусалим свою мать, благочестивую царицу Елену, снабдив ее письмом к патриарху Иерусалимскому Макарию.
Разыскивая Животворящий Крест, она расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время ее поиски оставались безуспешными. Наконец, ей указали на одного еврея, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и, совершив молитву, начали копать землю. Так был обнаружен Крест Господень. Христиане, во множестве пришедшие поклониться Святому Кресту, просили святителя Макария поднять, воздвигнуть Крест, чтобы все могли, хотя бы издали, благоговейно созерцать Его. Тогда патриарх и другие духовные лица начали высоко поднимать Святой Крест, а народ, взывая: «Господи, помилуй», благоговейно поклонялся Честному Древу. Это торжественное событие произошло в 326 году. При обретении Животворящего Креста совершилось чудо: тяжело больная женщина, при осенений ее Святым Крестом, сразу исцелилась. Старец Иуда и другие иудеи уверовали во Христа и приняли святое Крещение. Иуда получил имя Кириак и впоследствии стал епископом Иерусалимским. В царствование Юлиана Отступника (361-363) он принял мученическую смерть за Христа.
В этот день вспоминается еще одно событие, связанное с Крестом Господним, - его возвращение из Персии после 14-летнего плена обратно в Иерусалим. В царствование Византийского императора Фоки (602-610) персидский царь Хозрой II в войне против греков разбил греческое войско, разграбил Иерусалим и увез в плен Животворящий Крест Господень и святого патриарха Захарию (609-633). Крест пробыл в Персии 14 лет, и лишь при императоре Ираклии (610-641) христианам была возвращена их святыня. С великим торжеством Животворящий Крест был принесен в Иерусалим. Император Ираклий в царском венце и порфире нес Крест Христов в храм Воскресения. Рядом с царем шел патриарх Захария. У ворот, которыми восходили на Голгофу, император внезапно остановился и не мог двинуться дальше. Святой патриарх объяснил царю, что ему преграждает путь Ангел Господень, ибо Тот, Кто нес на Голгофу Крест для искупления мира от грехов, совершил свой Крестный путь в уничиженном виде. Тогда император Ираклий, сняв венец и порфиру, надел простую одежду и беспрепятственно внес Крест Христов в храм.
Праздник Воздвижения Креста Господня относится к числу великих двунадесятых праздников. За всенощным Богослужением, которое бывает вечером накануне, бывает вынос Креста для поклонения. Украшается святой Крест зеленью и цветами в знак того, что через него (т.е. через страдания и смерть на нем Спасителя) дарована нам вечная жизнь. В этот праздник положен пост, чтобы углубить благоговейное воспоминание крестных страданий Спасителя.
Комментариев нет:
Отправить комментарий