Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на ступени начального общего образования

1. Пояснительная записка


Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.
Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников очевидна и связана со следующими положениями:
Во-первых, общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире маленький человек окружен множеством разнообразных источников сильного воздействия как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, потому что воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. 
В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно  потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Духовно-нравственное воспитание – целенаправленный двухсторонний процесс формирования морального сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и привычек нравственного поведения. Оно включает формирование нравственного сознания, воспитание и развитие нравственных чувств, выработку умений и привычек нравственного поведения. Поведение  нравственно,  если человек взвешивает, продумывает свои действия, поступает со знанием дела,  выбирая  верный  путь  решения  стоящей  перед  ним  проблемы. Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность:  жизненная ситуация – порождаемое ею нравственно - чувственное переживание – нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения, выбор и принятие решений  -  волевой стимул – поступок.
Важнейшим средством духовно-нравственного воспитания является использование созданных в культуре на разных этапах исторического развития нравственных идеалов, т.е. образцов нравственного поведения, к которому стремится человек. Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени. Основными  критериями  нравственности  человека  могут  являться  его  убеждения,  моральные принципы,  ценностные  ориентации,  а  также  поступки  по  отношению  к  близким  и  незнакомым  людям.  
Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Ведущим видом деятельности в данном возрасте становится учение, хотя по-прежнему много времени дети уделяют игре. В этом возрасте продолжают развиваться самооценка, мышление (от эмоционально-образного к абстрактно-логическому), речь, память (имеет преимущественно наглядно-образный характер), внимание (непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограниченно по объему), активно развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.). Наиболее явные различия детей связаны с их полом и индивидуальными особенностями. Главным мерилом, определяющим положение ребенка в группе сверстников, становится оценка учителя, успехи в учебе.  
Младший  школьный  возраст  характеризуется  также  повышенной  восприимчивостью  к  усвоению  нравственных  правил  и  норм.  Нравственное  развитие  младших  школьников  отличается  заметным  своеобразием.  В  их  моральном  сознании  преобладают  императивные  (повелительные)  элементы,  обусловливаемые  указаниями,  советами  и  требованиями  учителя, дети  с  большим  доверием  относятся  к  взрослым.  
Они  начинают  активно,  самостоятельно  разбираться  в  различных  жизненных  ситуациях,  но  при  этом  их  оценка  событий,  поступков  часто  носит  ситуативный  характер. Важную  роль  в  нравственном  развитии  ребенка  играет  эмпатия. Работая над проблемами духовно-нравственного воспитания детей нужно учитывать их возрастные и психо-социальные особенности.  
Обучение в школе – это, прежде всего, формирование нравственной личности. Учебная деятельность имеет все возможности,  позволяющие развивать у учащихся нравственные качества личности в процессе изучения любого предмета. 
Успешному формированию нравственных качеств способствуют: 
Личный пример учителя;
Полное раскрытие и понимание содержания нравственности, значимости в обществе и самой личности;
Использование различных форм, методов и видов нравственного воспитания;
Компоненты, способствующие формированию нравственного сознания, чувств, мышления, включенные в содержание работы.
Духовно-нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов.
Школа для ребенка – та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.
Именно поэтому школа, решая задачи воспитания, должна опереться на  разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому поможет духовно-нравственное воспитание, органически вплетенное в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.  
МОУ гимназия №56 г. Томска много лет работает над проблемой духовно-нравственного воспитания и образования подрастающего поколения на основе христианской православной нравственности и духовности, направленной на поиск оптимальной системы воспитания и образования в современной школе. Поэтому основным направлением в работе по духовно-нравственному воспитанию в гимназии №56 является сохранение и передача отечественных духовно-нравственных и историко-культурных ценностей. 
МОУ гимназия №56 является базовой школой по тиражированию педагогического опыта по духовно-нравственному воспитанию в светской школе в образовательное пространство города Томска. Главными задачами здесь являются:
формирование духовно-нравственной личности;
развитие творческих способностей;
сохранение и укрепление православных традиций;

 С 2010 года МОУ гимназия №56 имеет статус областной экспериментальной площадки по теме: «Духовно-нравственное воспитание в современной светской школе».
В гимназии разработана:
модель системы духовно-нравственного воспитания в условиях современной школы;
программа курса «Духовная культура Отечества» для 1-4 классов;
учебно-методический комплект «Культура моей Родины. 1 год обучения»;
программа лектория для родителей по духовно-нравственному воспитанию детей.

Приоритетными направлениями в работе являются:
духовно-нравственное воспитание;
участие в инновационной деятельности.

Содержание духовно-нравственного воспитания в гимназии рассматривается в единстве общечеловеческих и национальных ценностей. За основу выбраны духовно-нравственные ценности, соответствующие сферам интересов и возможностям детей, а также отражающие российские историко-культурные традиции и культурно-национальные особенности Томской области. 
Особенностями организации учебно-воспитательного процесса являются создание условий для внеурочной деятельности обучающихся и организация дополнительного образования.
Специфика Программы отражена в:
курсе «Духовная культура Отечества»;
дополнительно-образовательной деятельности.

Воспитательно-образовательный процесс по духовно-нравственному воспитанию в гимназии строится в соответствии с тематикой каждой четверти:
I четверть – подготовка и участие в Макариевских Чтениях;
II четверть – подготовка к Рождественскому фестивалю;
III четверть – подготовка и участие в Шмелевских чтениях;
IVчетверть – подготовка и участие в Днях славянской культуры и письменности.

Работа по духовно-нравственному воспитанию в МОУ гимназии №56 организована по следующим направлениям:
Организация работы на основе православных традиций:
организация и проведение календарных праздников;
«Семейный проект» (Приложение 4);
акции милосердия.
Историко-краеведческая деятельность:
работа в музее гимназии;
экскурсии в музеи города Томска;
участие в историко-краеведческих конкурсах, конференциях.
Художественно-эстетическая деятельность:
участие в творческих конкурсах, выставках;
творческие выступления.
Учебно-познавательная деятельность:
предметные недели;
Дни науки;
участие в конкурсах;
участие в предметных олимпиадах.

Данная программа по духовно-нравственному развитию и воспитанию (далее именуется Программа) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и Концепцией духовно-нравственного воспитания и развития.  Программа определяет цель, задачи, формы и методы работы по организации духовно-нравственного воспитания в гимназии, способствует качественной организации педагогических и воспитательных подходов к осуществлению индивидуального развития личности ребенка, его духовного мира, нравственных ценностей.



2. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Основным  звеном  в  системе  воспитания  подрастающего поколения является школа.  Значение и  функция начальной школы в системе непрерывного образования определяется ее преемственностью с другими звеньями образования и ценностью этой ступени в становлении и развитии личности ребенка. В.А. Сухомлинский считал, что  «…незыблемая  основа  нравственного  убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда  добро  и  зло,  честь  и бесчестье, справедливость  и  несправедливость  доступны  пониманию  ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того,  что он видит, делает, наблюдает». Поэтому от учителя требуется не только знание предметов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание в учебной, внеучебной и внешкольной деятельности. Особое место отводится семье, как первому наставнику ребёнка, а также коллективно – творческой деятельности, которая способствует перенаправлению энергии младшего школьника из деструктивного направления в конструктивное. 
Актуальность Программы определяется потребностью общества в духовно-нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума.

Целью Программы является духовно-нравственное развитие и воспита­ние обучающихся гимназии посредством создания социально-педагогической среды (сис­темы условий), ориентированной на традиционные культурные ценности и правовую законодательную базу.

Для достижения указанной цели актуальны следующие задачи: 
Личностная культура:
формировать готовность и способность обучающихся к нравственному самосовершенствованию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности на основе универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»; 
формировать ценностно-смысловые ориентации; 
развивать самосознание, позитивную самооценку и самоуважение; 
готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам; 
воспитывать способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за  их  результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата; 
воспитывать трудолюбие, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей; 
способствовать осознанию ценности человеческой жизни, нетерпимости к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умению противодействовать им в пределах своих возможностей.
Социальная культура
способствовать формированию идентичности гражданина России на основе принятия обучающимися национальных духовных и нравственных ценностей; 
развивать чувство патриотизма и гражданской солидарности.
Семейная культура
формировать отношение к семье как к основе российского общества; 
приобщать к ценностям и традициям российской семьи: любовь, верность, здоровье, почитание родителей, забота о младших и старших; 
воспитывать бережное отношение к жизни человека.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются

Закон РФ «Об образовании»1992г. №3266-1
Конституция Российской федерации (Ст.1,10,17,15,19,32,43,50,51,52)
Закон об основных гарантиях прав ребёнка 1998г
Стандарты второго поколения. Концепция под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова
Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2005 года № 854
Декларация прав и свобод человека 
Конвенция о правах ребёнка
Устав гимназии 
2. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Духовно-нравственное развитие и воспитание рассматривается как общественное явление, которое представляет собой сложный противоречивый социально-исторический процесс включения подрастающих поколений в жизнь общества. Поэтому содержательными линиями Программы являются:

образовательная – содержит идеи, идеи теории, законы и закономерности, характеризующие культурные, исторические, географические особенности; 
ценностная – предполагает формирование краеведческого мировоззрения, ориентацию на ценности отечественной культуры;
деятельная – способствует становлению культуросообразного поведения в единстве разнообразных видов деятельности;
творческая – предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений и самообразования. 

Основные принципы Программы
Принцип интеграции: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания  в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.
Педоцентрический: отбор наиболее актуальных для детей данного возраста знаний, необходимых для индивидуального психического и личностного развития каждого обучающегося, предоставление каждому ребенку возможности удовлетворить свои познавательные интересы.
Культурологический: воспитание строится в соответствии с ценностями, нормами и особенностями отечественной культуры, с учётом традиций Томского края и возможностями восприятия младшего школьника. 
Краеведческий: используя местное окружение, проводятся экскурсии на природу, в музеи, храмы для накопления чувственного опыта.
Принцип отбора содержания: светский характер образования и законности (соответствие действующему законодательству РФ), учёт требований типовых программ, многоуровневость.
Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и гимназии на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).
С социальной точки зрения, духовно-нравственное развитие и воспитание - это целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в данном и будущем обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемые обществом. Организация этой деятельности опирается на научную картину процесса формирования социально-ориентированной личности, ее социально-нравственного становления. В процессе совместной деятельности люди вступают друг с другом в различные связи, подчиняются общественной дисциплине, следуют установившимся обычаям, традициям, нравам, привычкам, взаимно оценивают поступки, выступают с инициативой, подают пример и т.д.
Для организации деятельности духовно-нравственного развития и воспитания необходимо ставить конкретные задачи. В данном случае задача заключается в том, чтобы помочь человеку принять конкретное правило, идею (ценность) как важное основание при выборе поступка. Таким образом, перечень воспитательных задач – это перечень ценностей, которые ребёнок должен присвоить, с точки зрения общества, то есть всех нас. 
Воспитательное пространство школы, составляющей основу государственно-общественной системы воспитания, должно наполняться ценностями, общими для всех россиян, принадлежащих к разным конфессиям и этносам, живущих в разных регионах нашей страны.
Базовые ценности определяют содержание и качество Программы в гимназии.
1. ПАТРИОТИЗМ
Патриотизм — чувство гордости своим Отечеством, его историей и свершениями. Это стремление сделать Россию крепче, а ее граждан — богаче и счастливее. Патриотизм — это источник силы народа. Он выражается в ценностях:
Любовь к России; 
Любовь к своему народу; 
Любовь к своей малой родине; 
Служение Отечеству (ратное, духовное, трудовое).
2. СОЦИАЛЬНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ
В России коллективные формы жизнедеятельности всегда имели приоритет над индивидуализмом. Социальная солидарность не только наша национальная традиция, но и одно из важнейших условий модернизации страны. Ее следует рассматривать как возможность личности развиваться в неагрессивной, благоприятной социальной среде, как поддержку (социальную, педагогическую, духовную и т.д.), которую общество готово оказывать человеку, как заботу личности об интересах общества. Социальная солидарность раскрывается в ценностях:
Свобода личная и национальная; 
Доверие на всех уровнях общества; 
Справедливость; 
Милосердие; 
Доброта; 
Честь и честность; 
Достоинство.
3. ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ
Российские народы образуют российскую гражданскую нацию. Их объединяет общая историческая судьба, культура, ментальность, русский язык. Россиян сплачивают глобальные вызовы эпохи, на которые можно ответить только сообща. Единство нации, в первую очередь, воплощается в российском государстве, которое необходимо рассматривать как исторически сложившийся способ взаимодействия и развития российских народов в общей социокультурной традиции. Гражданственность основана на ценностях:
Правовое государство; 
Гражданское общество; 
Долг; 
Закон; 
Правопорядок; 
Межэтнический мир.
4. ТРАДИЦИОННЫЕ РОССИЙСКИЕ РЕЛИГИИ
Традиционные российские религии: православие, ислам, иудаизм и буддизм, - это источники национальной духовности. Духовно-нравственное развитие личности чаще всего происходит в душевной сопричастности человека ценностям, которые лежат в их основе. При государственные и муниципальные школы в нашей стране являются светскими учреждениями. В общеобразовательной школе ценности российских религий могут быть представлены как духовные основы российской культуры, как традиционные жизненные ценности. В таком, культурологическом, контексте школьники могут усваивать системные представления о:
Вере в Бога; 
Религиозных организациях; 
Святости и благочестии
5. СЕМЬЯ
Россия начинается с российской семьи. Здесь впервые рождается и крепнет в ребенке понимание того, что он неслучаен в этом мире, что его существование востребовано людьми, что близкие, родные люди нужны ему, чтобы стать человеком. Семья создает человека и поддерживает его стремление к развитию, если членов семьи объединяют ценности, значение которых они хотят делить и с другими людьми:
Любовь и верность; 
Здоровье и благополучие; 
Почитание родителей; 
Забота о старших и младших; 
Продолжение рода.
6. ТРУД И ТВОРЧЕСТВО
Нет средства более важного, чтобы стать человеком, личностью, семьянином и гражданином, сделать себя и окружающий мир лучше, чем свободное творчество и каждодневный труд. Это возможно, если человек принимает ценности:
Познание и истина; 
Креативность и инновационность; 
Целеустремленность и настойчивость; 
Трудолюбие; 
Бережливость
7. ПРИРОДА И ИСКУССТВО
Россияне вправе гордиться своей страной, ее славной историей, великой культурой, традиционной духовностью, великолепной природой. Открыть для себя красоту российской земли, ее уникальные природные и культурные ландшафты школьники могут, приобщаясь к ценностям:
Жизнь; 
Родная земля; 
Красота; 
Гармония
8. ЧЕЛОВЕЧЕСТВО
Российская идентичность соотносится с системой общечеловеческих ценностей. Это одно из условий ее устойчивости. У россиянина необходимо воспитывать способность к духовно-нравственному развитию через обращение к другим национальным культурам и мировому культурному наследию. В то же время он сам должен быть понятен представителям других народов, открыт и дружелюбен по отношению к ним, что возможно через принятие ценностей:
Планета Земля; 
Мир во всем мире; 
Многообразие культур и народов; 
Прогресс человечества; 
Международное сотрудничество


3. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы



3.1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

  • ценностное отношение к России, своему народу, родному городу Томску, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому языку, народным традициям,  старшему поколению; 
  • элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре общества, о наиболее значимых страницах истории России, об этнических традициях и культурном достоянии города Томска; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
  • первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, русской истории и культуры;
  • опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
  • опыт социальной и межкультурной  коммуникации;
  • начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища. 


3.2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания


  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе  об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп; 
  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; 
  • уважительное отношение к традиционным религиям;
  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие  к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
  • уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
  • знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним. 


3.3. Воспитание  трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

  • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
  • ценностное и творческое отношение к учебному труду;
  • элементарные представления о различных профессиях;
  • первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
  • осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
  • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; 
  • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
  • мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.


3.4 Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
  • элементарные представления о взаимной обусловленности физического,  нравственного и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
  • первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
  • первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.


3.5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

  • ценностное отношение к природе;
  • первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
  • элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики; 
  • первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства; 
  • личный опыт участия в экологических инициативах, проектах. 


3.6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). 

  • первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
  • первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
  • элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
  • первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
  • первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
  • первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
  • мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.


4. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

На личность ребенка влияют различные неконтролируемые воздействия. В этом смысле человека воспитывает среда, в которой он живет. Но воспитание в образовательном учреждении процесс не стихийный, а целенаправленный и выстроенный. Осознанная цель (портрет желаемых человеческих качеств) переводится в конкретные задачи (передача системы ценностей), под которые подбираются средства решения, способные развить нужные качества личности, помочь ребёнку принять духовные ценности  в свой внутренний мир. 
Механизм принятия обучающимся конкретных ценностей (идей, правил поведения) обеспечивают определённые средства: осмысление ценностей и практические действия  на их основе. 
Одним из регуляторов отношений является мораль (нравственность), ставящая перед человеком вопрос: справедливо ли он поступает и что несет людям – добро или зло? В своем поведении человек руководствуется убеждениями, взглядами, привычками. Поведение и поступки человека социально значимы и определяют его моральный характер: в них объективно отражается 
отношение к обществу (долг и ответственность, инициативность), 
к труду (дисциплинированность, ответственное отношение к учению, трудолюбие), 
к людям (человечность, уважение, вежливость), 
к коллективу  (коллективизм и товарищество, доброта и отзывчивость, честность и правдивость), 
к семье (любовь, уважение, чуткость), 
к себе (простота и скромность, правдивость, верность, искренность, гордость, самообладание, выдержка). 

 Обучающиеся должны усвоить основные положительные и отрицательные 
нравственные качества человека: вежливость, верность, вера в человека, грубость, корысть, правдивость, скромность, совесть, терпимость, трудолюбие, уважение, человечность, честность, чуткость; 
категории и понятия этики: добро и зло, правда и ложь,  обман, корысть,  этика,  этикет, культурный человек, манеры, общение, поведение, чувство, любовь, дружба, забота, обида; 
общие понятия гражданско-правового сознания:  Родина, патриот, патриотизм, подвиг, герой,  обязанность, ответственность, право, устав,  режим.

Задачи воспитания решаются на следующих уровнях:

1. Осмысление и ощущение духовной ценности.
Это знакомство с конкретной идеей или правилом (ценностью). Оно сопровождается ярким эмоциональным положительным переживанием. Без этого условия невозможно до конца осмыслить ценность. Таким образом, ценность начинает приниматься внутренним миром ребёнка. Он осмысливает её и пытается использовать в своей речи, на словах.

2. Действие, направляемое ценностью.
Это конкретная ситуация, требующая выбора и осуществления поступка с учётом известных ребёнку идей и правил поведения (ценностей).  В такие моменты ценность принимается внутренним миром ребёнка. Он использует ценность не только на словах, но и на деле. Слово также может являться делом, когда  ребёнок в конкретной ситуации с помощью слова совершает добрые поступки (поздравляет с днём рождения, с праздником, утешает другого или радуется успехам одноклассника и т.п.).

Большинство добрых дел, составляющих процесс воспитания, возникает на уроках, переменах, на школьном дворе спонтанно. Важно, чтобы у учителя изначально была установка на доброе отношение к детям, отказ от позиции «наказывающего наставника» и переход в позицию «доброго помощника», который терпеливо реагирует на возникающие ситуации, помогает детям осмысливать и принимать важные идеи и правила поведения (духовные ценности). И главное – это положительный личный пример учителя, а не нотации и наказания. Только таким образом с обучающимися строятся партнёрские отношения, основанные на равенстве сторон и на доверии друг другу. Это личностный выбор педагога, но только он, на наш взгляд, может способствовать подлинному каждодневному нравственному воспитанию личности. 
Планируется система воспитательных мероприятий (праздники, экскурсии, классные часы, специальные уроки и т.п.). Все эти мероприятия используются для двух педагогических действий: 
1) Моделировать ситуации, требующие нравственного выбора, когда следование понятным идеям и правилам противоречит обстоятельствам, другим правилам, собственным интересам и т.п. Лишь сознательно моделируя такие ситуации, мы можем планировать то, как будем помогать ребятам делать нравственный выбор, искать выход из затруднительной ситуации. 
2)  Осуществлять с детьми рефлексию ситуации – обсуждать и осмысливать действия после их завершения. 

Вся работа по духовно-нравственному развитию и воспитанию в гимназии подразделяются на три вида деятельности. 
1. Урочная деятельность.

Это ценностные знания и опыт, которые приобретаются  в рамках учебной деятельности. Здесь осмысление ценностей происходит при решении нравственно-оценочных заданий по литературному чтению, окружающему миру и другим предметам, имеющим личностные линии развития. Проявление же ценностей «на деле» обеспечивается активными образовательными технологиями, требующими коллективного взаимодействия.

Русский язык:
раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
развитие внимания к слову и чувства ответственности за сказанное и написанное;
выполнение упражнений, содержащих сведения  по знакомству со здоровым  образом жизни и опасностями, угрожающими здоровью людей;
выполнение упражнений, содержащих сведения  по знакомству с разными профессиями, их ролью и ролью труда, творчества, учёбы в жизни людей;
выполнение упражнений, содержащих сведения  по изучению правил взаимоотношений человека и природы, экологических правил;
выполнение упражнений, содержащих сведения  по знакомству с художественными ценностями в жизни народов, России, всего мира.
Литературное чтение:
анализ и оценка поступков героев;
развитие чувства прекрасного;
развитие эмоциональной сферы;
чтение сказок народов России и мира;
чтение произведений о России, её природе, людях, истории Русского государства;
знакомство с ролью творческого труда писателей;
чтение литературных произведений, отражающих опыт бережного отношения к природе; 
Риторика:
знакомство с нравственными нормами и правилами общения в разных речевых ситуациях;
знакомство с культурой диалога;
знакомство с речевым этикетом;
формирование жизненной позиции личности – взаимосвязь слова и дела;
знакомство с красотой слова и  внутренним миром человека;
влияние слова на физическое и психологическое состояние человека.
Окружающий мир:
правила поведения в отношениях «человек –человек» и «человек – природа»;
духовно-нравственная культура народов России;
современная Россия – люди и государство;
наследие предков в культуре и символах государства, славные и трудные страницы прошлого;
права и обязанности граждан, демократия;
общечеловеческие правила поведения в обществе, права человека и права ребёнка;
взаимодействие представителей разных конфессий;
роль труда (в т.ч. труда учёных) в развитии общества, преобразовании природы;
взаимосвязи живой и неживой природы, природы и хозяйства человека;
экологические проблемы и пути их решения;
правила экологической этики в отношениях человека и природы.
Технология:
роль труда и творчества, его различные виды;
обучение разным трудовым операциям, важность их последовательности для получения результата;
осознание красоты и гармонии изделий народных промыслов.
Физическая культура:
овладение комплексами упражнений, разнообразными навыками двигательной активности, спортивных игр, а также понимание их смысла, значения  для укрепления здоровья;
опасности для здоровья  в поведении людей, питании;
способы  сбережения здоровья.
Предмет «Основы религиозных культур и светской этики»
Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» вводится в 2010/2011 учебном году по итогам апробации в отдельных субъектах Российской Федерации (поручение президента РФ Д.А. Медведева от 02.08.09). Данный курс может включать один из представленных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддисткой культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы светской этики». Право выбора модуля принадлежит учащимся совместно с родителями (законными представителями). 

Реализация нравственных правил поведения в учебном взаимодействии

1. Проблемный диалог 
Развитие культуры общения в режимах мозговых штурмов, полилогов, требующих поступаться своими интересами и амбициями, слушать и понимать собеседника, корректно полемизировать

2. Продуктивное чтение 
Интерпретация текста, порождающая нравственную оценку.
3. Групповая форма работы
Опыт оказания взаимной помощи и поддержки, разрешения конфликтных ситуаций, общения в разных социальных ролях.

4. Специфические предметные методики, требующие коллективного взаимодействия и поддержки товарища
Методика решения текстовых задач, ориентированная на совместную деятельность, взаимопомощь, «сложение интеллектов» (математика).

2. Внеурочная деятельность
Это ценностные знания и опыт, которые приобретаются обучающимися в ходе участия на уроках по курсу «Духовная культура Отечества», в специально организованных беседах, классных часах, праздниках, экскурсиях, театральных представлениях, работе кружков и т.д.
          Классные часы:
Что меня радует?
Когда я злюсь?
За что мне стыдно?
Чем я горжусь?
Я стараюсь – не лениться… не обманывать… не хвастаться … не завидовать
Что значит любовь к Родине?
Кем из наших предков я горжусь?
Что делать, если я столкнулся с несправедливостью?
Как разные народы могут жить в мире друг с другом
Вредные и полезные для здоровья привычки
Человек есть то, что он ест
Убийцы людей – табак, алкоголь, наркотики
Болезни, которые порождают увлечения компьютерными играми, телевидением
Можно ли словом помочь человеку (убедить в чем-то, отказаться от вредных привычек т.п.)?
Красота в жизни людей
Как мы отличаем красивое от безобразного?
Что такое некрасивый поступок?
Создание и разрушение красоты – словом, жестом, действием
Как сказать правильно?
Красота родного языка
Экскурсии, встречи-беседы
Коллективно-творческие дела (театральные постановки, выставки и т.п.)
Экскурсия «Добро и зло на полотнах художников»
Проект «Долг и совесть в жизни людей»
Ознакомление (по желанию детей и с согласия родителей) с деятельностью традиционных религиозных организаций
Проект «Что такое «хорошо» в пословицах моего народа»
Экскурсия «Герои Великой Отечественной войны в памяти нашего края»
Проект «Моё Отечество»
Встреча-беседа «Патриотизм в дни мира»
Выставка «Детский рисунок против войны»
Экскурсии «Культурное наследие предков в музеях города Томска»
Осуществление вместе с родителями творческих проектов и их  представление 
Экскурсии, видеопутешествия по знакомству с людьми, их образом жизни, укрепляющим или губящим здоровье
Осуществление вместе с родителями творческих проектов национальной, гражданской, социальной направленности
Встречи-беседы с интересными людьми, ведущими активный образ жизни (путешественники, любители активного отдыха), сумевшими сохранить хорошее здоровье в сложной ситуации (преклонный возраст, травма и т.п.), с представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью, со спортсменами–любителями и профессионалами
Совместные проекты с родителями «Труд моих родных»
Путешествия по знакомству с красотой памятников культуры и природы (художественные музеи, архитектурные и парковые ансамбли, художественные производства и т.п.) с рефлексией по примерным темам: «Что прекрасного ты увидел?; «В каких художественных образах отразилась красота?»
Подготовка и проведение Рождественского фестиваля
Встречи-беседы с людьми творческих профессий
Подготовка и проведение Шмелевских чтений
Встречи-беседы с ветеранами войны и труда, людьми, делами которых можно гордиться
Подготовка и проведение Кирилло-Мефодиевских чтений
3. Внешкольная деятельность
Это начальный гражданский опыт, приобретаемый в процессе решения реальных общественно значимых задач или их моделей. 
Строго добровольный и с согласия родителей сбор собственных небольших средств (например, игрушек) для помощи нуждающимся;
Участие в детских социальных проектах: по подготовке празднования государственных праздников России;
Украшение и наведение порядка в пространстве своего дома, класса, гимназии;
Расширение возможностей и навыков по самообслуживанию и устройству быта близких, товарищей дома, в школе, в поездках, турпоходах (приготовление пищи, уборка после еды, приведение в порядок одежды, простейший ремонт вещей и т.п.);
Отдельные трудовые акции (на исключительно добровольной, сознательной основе);
Организация коллективных действий (семейных праздников, дружеских игр) на свежем воздухе, на природе;
Участие в посильных экологических акциях: посадка растений, очистка территории от мусора, подкормка птиц и т.п.;
Создание текстов (объявления, рекламы, инструкции и пр.) на тему «Бережное отношение к природе»;
Участие в художественном оформлении класса, гимназии;
Участие в конкурсах и проектах духовно-нравственной направленности.

5. Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников

1) Конструктивная и регулярная работа с родителями (семьями).  

Гимназия является  культурным центром определённой микросреды. Поэтому реализация Программы предполагает следующие формы работы с семьями:
- просветительский;
- этап организации совместной деятельности семей.

Просветительский этап предполагает проведение лекций для родителей по вопросам духовно-нравственного развития и воспитания детей с привлечением в качестве лекторов медиков и педагогов.
Тематика лекций выстраивается в соответствии с проблемами современной семьи, связанными с оздоровительными программами, семейными традициями, духовно-нравственными основами уклада жизни семьи, годовым кругом праздников в жизни семьи.
Как и с обучающимися, выстраиваются партнёрские отношения – формулирование взаимных интересов, чтобы родители чувствовали, что школа – это не камера хранения и не инкубатор, а среда для жизни их детей. Для этого устраиваются совместные дела: сообща с детьми и родителями готовятся праздники, организовывается пространство класса, но только на основе добровольного участия родителей. В этих рамках ведется педагогическое просвещение родителей учеников – объяснять им цель и смысл нового развивающего подхода к образованию – обучению и воспитанию (Приложение 2) 
2) Организация взаимодействия гимназии с культурными и общественными организациями.

Томская область — это край, в котором проживают люди многих национальностей. В ней исторически сосуществует множество культур, часто выросших в рамках своих религиозных традиций. Поэтому ребенок не обладая знаниями о религиях и их роли в российской истории, просто не сможет правильно разобраться в событиях прошлого и настоящего.
Без знаний о религиях трудно разобраться в мировых политических процессах, в причинах современных конфликтов и войн. Как ни парадоксально, войны конца XX века очень часто имеют религиозную подоплеку или оперируют религиозными лозунгами. Игнорирование религиозного фактора оборачивается подчас тяжелыми последствиями и трагедиями. Поэтому учащиеся, чем бы они ни занимались в будущем, должны быть качественно подготовлены в плане знаний о религиозных традициях России. Особенную ценность будут иметь эти знания для будущих политиков, общественных деятелей, военных. Они пригодятся психологам, социологам, медикам, педагогам, художникам, актерам и всем, в чьи обязанности будет входить общение с людьми.
Полнота духовно-нравственного воспитания, развития личности гражданина России достигается во взаимодействии  гимназии с традиционными религиозными организациями и институтами гражданского общества:
Центры национальных культур Томской области;
Художественный музей;
Краеведческий музей;
Театры г. Томска.
Экскурсионно-туристические агентства.
Гимназия и традиционные российские религиозные организации совместно с другими общественными организациями: ветеранскими, национально-культурными, экологическими и др., а также учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта создают единое пространство духовно-нравственного развития гражданина России. 
В связи с тем, что одним из социальных партнеров гимназии является приход при храме святителя Николая Чудотворца, то для более полной реализации Программы осуществляется следующая деятельность:
- социальная благотворительность (взаимодействие с Фондом Алены Петровой);
- художественно-эстетическое воспитание (участие в Рождественской выставке, Пасхальной выставке);
- краеведческая работа (участие в Макариевских чтениях).

6. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Критериями эффективности данной Программы является принятие человеком конкретных духовных ценностей: правил или идей. Это принятие может произойти 
– на словах, т.е. осознание ценностей, оценка поступков, заявление своей позиции; 
– на деле, т.е. проявляться в действиях человека, в его поступках. 
Только при наличии второго уровня – дела – можно говорить о том, что принятие некой духовной ценности развивает соответствующее душевное качество человеческой личности. Иными словами, если человек осознает, что такое «справедливость», и в разных жизненных ситуациях стремится поступать в соответствии с этой идеей, то о таком человеке мы обычно говорим: «он справедливый, честный, не обманывает». 
Федеральный государственный образовательный стандарт допускает только неперсонифицированную диагностику личностных результатов. Следовательно, оценивать  можно только «воспитанность» класса в целом, но не отдельных учеников. 
Принятие духовных ценностей «на словах» поддаётся проверке с помощью письменных (не подписываемых обучающимися) диагностических работ (Приложение 3).  В них обучающимся предлагается оценить те или иные жизненные ситуации, заявить о том, какой поступок в них они бы выбрали  и т.п. Защитой от лицемерия (т.е. от попыток писать «не как думаешь», а «как надо») здесь является то, что подобные работы: 
– либо не подписываются обучающимися;
– либо оценивается не занятая обучающимся позиция, не данная им нравственная оценка, а умение сформулировать и аргументировать свою позицию, оценку, мнение.  
Принятие же духовных ценностей «на деле» возможно оценить только в ходе наблюдения, рефлексии по результатам конкретного поведения. Избежать лицемерия и вторжения в личную жизнь обучающегося помогают следующие правила и приёмы:  
– оценивается не личность, не её качества, а только конкретные поступки, поведение в ходе какого-либо дела, проекта; 
– оценивание осуществляет сам ребёнок, т.е. это самооценивание, саморефлексия по предлагаемым вопросам после завершения того или иного дела – устная или фиксируемая им (по желанию) оценка в портфолио своих достижений;  
– допускается неперсонифицированная оценка педагогами по результатам наблюдения за тем, как на деле проявляются те ценности, о которых он говорил с детьми.

Личностными результатами для обучающихся является следующее:
Знания
Умения
Действия
Что такое семья и для чего она создается.
Любить свою семью и всех своих родных и близких.
Участвовать в составлении родословной своей семьи, ее летописи.
История своего рода, своей семьи.
Быть благодарным.
Поддерживать родственные связи с родственниками, живущими вне дома.
История семейных реликвий.
Радоваться успехам членов семьи и сопереживать при их неудачах и бедах.
Добросовестно выполнять свои обязанности по дому.
Традиции и обычаи своей семьи.
Понимать и прощать, сочувствовать и помогать.
Посильно участвовать в решении семейных проблем.
Как называются мои родственники, кем они приходятся мне и моим родителям; характер и личностные особенности своих родных, их привычки, интересы и потребности.
Уважать мнение других членов семьи.
Участвовать в организации досуга семьи.
Роль каждого члена семьи в ее жизни.
В согласии делать общие дела.
Помогаю старшим и младшим членам семьи, заботиться о них.
Проблемы семьи в целом и проблемы ее членов в частности.
Осмысливать свой долг перед старшими членами семьи.
Учиться у старших членов семьи вести домашнее хозяйство, помогать им в их делах.
Состояние здоровья членов моей семьи.
Составлять родословную своей семьи, вести семейную летопись.
Беречь мир и покой своей семьи. 
Материальное положение семьи.
Хранить семейные реликвии.
Изучать историю России, своей малой Родины и родного края.
Где и кем работают родители, что входит в сферу их профессиональной деятельности.
Разумно пользоваться своими правами в семье.
Овладевать богатствами духовного наследия России.
Круг знакомств семьи.
Добросовестно выполнять свои обязанности.
С уважением относиться  к символам России: знать историю государственных символов, знать текст и мелодию Гимна РФ, грамотно вести себя при подъеме флага и исполнения Гимна, узнать герб России среди других гербов
Важные даты в жизни семьи (день рождения семьи, дни рождения и именины членов семьи и др.).
Заботиться о старших и младших членах семьи.
Читать книги и смотрю фильмы, посвященные своему Отечеству и жизни замечательных людей.
Семейный этикет.
Ухаживать за собой, не добавляя проблем старшим членам семьи.
Брать пример с достойных граждан своего Отечества, изучать их жизнь и их деяния.
Свои права и свои семейные обязанности.
Строить взаимоотношения с родными и близкими людьми, общаться с ними на уровне культуры отношений и общения.

Относиться к другим людям, следуя нравственному кодексу томича.
Как и чем я могу помочь своим близким.
Правильно выходить из конфликтных ситуаций, возникающих в семье.
Не нарушать правила человеческого общежития и законы своего государства.
История России.
Вести здоровый образ жизни.
Участвовать в акциях милосердия.
История Томска и Томского края.
Оказывать посильную помощь в решении проблем семьи в целом и проблем каждого члена семьи в частности.
Беречь природу родного края, участвовать в акциях помощи природе, братьям нашим меньшим.
История своего народа и его нравы.
Создавать домашний уют, оказывать помощь в решении бытовых вопросов жизни семьи.
Учиться защищать честь и достоинство своего Отечества, его интересы.
История религий народов исконно проживающих на территории Томской области.
Организовывать семейные праздники, игры, забавы, развлечения.
Участвовать в социально-значимых проектах, направленных на улучшение окружающей жизни.
История государственных символов России.
Отстаивать честь и достоинство своей семьи и ее членов достойными человека способами.
Рассказывать об истории своего Отечества.
Имена и история жизни знаменитых соотечественников, прославивших Россию.
Петь песни своего народа.
Рассказывать о культуре своего народа, его традициях, обычаях, обрядах.
Национальные черты характера россиян, что отличает нас от других народов мира.
Исполнять традиционные народные танцы.
Рассказывать о соотечественниках, прославивших Россию своими подвигами и деяниями (в том числе о своих предках, родных и близких людях).
Что входит в понятие «русская душа», «менталитет народа».
Грамотно изъясняться и писать на своем родном языке, использовать в своей речи живое слово своего народа.
Рассказывать о себе как носителе характера той или иной национальности
Духовные и нравственные основы россиян.
Готовить национальные блюда.
Рассказывать народные сказки, предания и сказания
Культура своего народа (история, основы), традиции, обычаи, обряды;  народный календарь, народные праздники, игры и забавы, народные промыслы. 
Играть в народные игры, водить хороводы.
При необходимости защитить честь и достоинство Родины.
Свой родной язык и родную литературу.
Изготавливать изделия из серии народных промыслов.
Правильно анализировать события, происходящие в своей стране.

  Список книг, рекомендуемых для детского чтения

1. А.  де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
2. Аксаков С.Т. «Аленький цветочек»
3. Алексеев С. «Сто рассказов из русской истории»
4. Андерсен Г.Х. «Эта басня сложена про тебя», «Дюймовочка», «Ромашка», «Ель», «Пятеро из одного стручка», «Стойкий оловянный солдатик»
5. Артюхова Н. «Трусиха»
6. Бабич Ш. «Присяга народу», «Кураю»
7. Благинина Е. «Наш дедушка», «Посидим в тишине»
8. Барто А.Л. «Требуется друг», «Сережа», «Вежливость», «В театре», «Вовка –
9. добрая душа»
10. Берестов В. «Богатыри», «Любили тебя без особых причин…»
11. Богданов Н.А «След человека»
12. Братья Гримм «Бременские музыканты», «Лиса и кот», «Метелица»
13. Бунин И.А. Матери
14. Винокуров Е.М. «Мальчики»
15. Волков В. «Волшебник Изумрудного города»
16. Гайдар А.П. «Голубая чашка», «Тимур и его Команда», «Сказка о Мальчише-Кибальчише…», «Совесть», «Чук и Гек»
17. Дик И. «Красные яблоки»
18. Добронравов Н. «Если отец герой!»
19. Драгунский В.Ю. «Друг детства»,  «Тайное становится явным»
20. Дриз О. «Мы мужчины», «Добрые слова»
21. Евтушенко Е.А. «Людей неинтересных в мире нет…», «Люди сильны друг другом»
22. Емельянов Б. «Мамины руки», «Зеленая букашина»
23. Зощенко М.М. «Самое главное», «Бабушкин подарок», «Золотые слова»
24. Катаев В.П. «Цветик-семицветик», «Дудочка и кувшинчик»
25. Клюев Е. «Сказки простого карандаша»
26. Крылов И.А. «Демьянова уха», «Стрекоза и муравей»
27. Маршак С.Я. «Кот и лодыри», «Ежели вы вежливы», «Друзья-товарищи», «Урок вежливости», «Рассказ о неизвестном герое», «Не так»
28. Маяковский В.В. «Что такое хорошо и что такое плохо?»
29. Милн А. «Вини-Пух и все-все-все» («День рождения Иа»)
30. Михалков С.В. «Родина-мать», «Мы тоже воины», «Находка», «Одна рифма», «Прогулка», «Лапуся», «Недотепа», «Тридцать шесть и пять», «Сашина каша», «Хорошие товарищи», «Дядя Степа», «Просчитался»
31. Мошковская Э.Э. «Жадных нет», «Вежливое слово», «Не надо больше ссориться!»
32. Носов Н.Н. Рассказы
33. Одоевский В.Ф. «Мороз Иванович»
34. Осеева В.А. «Плохо», «Обидчики», «Печенье», «Волшебное слово», «Почему», «Что легче?», «Хорошее», «Сыновья», «Синие листья», «Отомстила», «Три товарища», «Просто старушка»
35. Пантелеев Л. «Честное слово», «Трус», «Две лягушки», «Трус»
36. Паустовский К.Г. «Скрипучие половицы»
37. Платонов А.П. «Сухой хлеб», «Ещё мама»
38. Пляцковский М. «Мама»
39. Полевой Б. «Последний день Матвея Кузьмина»
40. Пришвин М.М. «Ребята и утята», «Моя Родина»
41. Пушкин А.С. Сказки
42. Родари Д. «Чиполлино», «Чем пахнут ремесла»
43. Симонов К.М. «Родина»
44. Сутеев В. «Палочка выручалочка», «Разные колеса», «Под грибом»
45. Толстой Л.Н. «Косточка», «Птичка», «Белка и волк», «Филипок», «Бабка и внучка», «Старый дед и внучек», «Лгун», «Котенок», «Кто прав?», «Два товарища», «Правда всего дороже»
46. Халим Айдар «Удивительный мальчиш Биктырыш»
47. Чуковский К.И. «Федорино горе», «Мойдодыр», «Телефон»
48. Яковлев Ю. «Мама»


Диагностика и исследование нравственной сферы обучающихся


Метод «Беседа»
предназначен для изучения представлений детей о нравственных качествах  6-7 лет (1 класс)

Развиваются обобщенные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким моральным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность.

Вопросы для беседы:
Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?
Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?
Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?
Кого можно назвать справедливым (несправедливым)? Почему?
Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?
Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?

Выясняют соответствие представлений о нравственно-волевых качествах возрасту. Делается вывод о том, как меняются эти представления с возрастом.

Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»
Обучающихся просят привести примеры: доброго дела, свидетелем которого ты был; зла, сделанного тебе другими; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и др.

Обработка результатов.
Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-х бальной шкале:
1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;
2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;
3 балла – если сформировано полное и четкое представление.

Методика «Закончи историю»
Детям читают рассказ-ситуацию из школьной жизни. Задаются вопросы: «Как называется такой поступок?», «О каком справедливом поступке ты можешь рассказать сам?». Обработка результатов по вышеуказанной шкале.


Методика «Что мы ценим в людях»
(предназначена для выявления нравственных ориентаций ребенка)

Ребенку предлагается мысленно выбрать двух своих знакомых: один из них хороший человек, на которого ребенок хотел бы быть похожим, другой – плохой. После чего просят назвать те их качества, которые нравятся в них и которые не нравятся, и привести по три примера поступков на эти качества. Исследование проводится индивидуально. Ребенок должен дать моральную оценку поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т.п.) – на безнравственный поступок.
Обработка результатов.
0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношения к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремиться или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.
2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам ещё недостаточно устойчивое.
3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.

Методика «Как поступать»
(предназначена для выявления отношения к нравственным нормам)

Ребенку предлагается представить себе заданную ситуацию и сообщить, как бы он повел себя в ней. Например, первая ситуация: во время перемены один из твоих одноклассников разбил окно. Ты это видел. Он не сознался. Что ты скажешь? Почему? Вторая ситуация: одноклассники сговорились сорвать урок. Как ты поступишь? Почему?
Обработка результатов по вышеуказанной шкале.

Методика «Закончи предложение»
(методика Н.Е. Богуславской)

Детям предлагается бланк теста, где необходимо закончить предложения несколькими словами.
1. Если я знаю, что поступил неправильно, то …
2. Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то …
3. Выбирая между интересным, но необязательным, и необходимым, но скучным занятием, я обычно …
4. Когда в моем присутствии обижают человека, я …
5. Когда ложь становится единственным средством сохранения хорошего отношения ко мне, я …
6. Если бы я был на месте учителя,  я …
Обработка результатов по вышеуказанной шкале.

Незаконченные предложения, или моё отношение к людям.

Отношение к друзьям
Думаю, что настоящий друг …
Не люблю людей, которые …
Больше всего люблю тех людей, которые …
Когда меня нет, мои друзья …
Я хотел бы, чтобы мои друзья …
Отношение к семье
Моя семья обращается со мной как …
когда я был маленьким, моя семья …
Чувство вины
Сделал бы все, чтобы забыть …
Моей самой большой ошибкой было …
Если ты совершаешь дурной поступок, то …
Отношение к себе
Если все против меня …
Думаю, что я достаточно способен …
Я хотел бы быть похожим на тех, кто …
Наибольших успехов я достигаю, когда …
Больше всего я ценю …
(Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1997, стр 37)

Анкета-опросник «Настоящий друг»
(Прутченков А.С. Наедине с собой. М. 1996, стр. 154)

1. Делится новостями о своих успехах.
2. Оказывает эмоциональную поддержку.
3. Добровольно помогает в случае нужды.
4. Стремиться, чтобы другу было приятно в его обществе.
5. Не завидует другу.
6. Защищает друга в его отсутствие.
7. Терпим к остальным друзьям своего друга.
8. Хранит доверенные ему тайны.
9. Не критикует друга публично.
10. Не ревнует друга к остальным людям.
11. Стремится не быть назойливым.
12. Не поучает, как нужно жить.
13. Уважает внутренний мир друга.
14. Не использует доверенную тайну в своих целях.
15. Не стремиться переделать друга по своему образцу.
16. Не предает в трудную минуту.
17. Доверяет свои самые сокровенные мысли.
18. Понимает состояние и настроение друга.
19. Уверен в своем друге.
20. Искренен в общении.
21. Первым прощает ошибки друга.
22. Радуется успехам и достижениям друга.
23. Не забывает поздравить друга.
24. Помнит о друге, когда того нет рядом.
25. Может сказать другу то, что думает.
Обработка результатов:
За каждый ответ «да» поставьте себе 2 балла, за ответ «не знаю» –  по 1 баллу, а за ответ «нет» –  0 баллов. Сложите полученные очки.
От 0 до 14 баллов. Вы еще не оценили до конца всех прелестей и достоинств дружбы. Скорее всего, вы не доверяете людям, поэтому с вами трудно дружить.
От 15 до 35 баллов. У вас есть опыт дружбы, но есть и ошибки. Хорошо, что вы верите в настоящую дружбу и готовы дружить.
От 35 до 50 баллов. Вы настоящий друг, верный и преданный. С вами тепло и радостно, ваши друзья чувствуют себя спокойно и надежно, доверяют вам, и вы платите им тем же.


Методика-тест «Хороший ли ты сын (дочь)?»
(Лаврентьева Л.И., Ерина Э.Г., Цацинская Л.И. Нравственное воспитание в начальной школе // Завуч начальной школы. 2004, № 6, стр. 118)

Поставь против каждого вопроса знак «+» или знак «–» в зависимости от того, положительный или отрицательный ответ ты дашь.
1. Если тебе приходится неожиданно задержаться в школе, на прогулке или внезапно уйти из дому, сообщаешь ли ты об этом родным (запиской, по телефону, через товарищей)?
2. Бывают ли случаи, что родители заняты какой-то большой работой, а тебя отправляют на улицу или в кино, «чтобы не крутился под ногами»?
3. Отложи на минутку книжку и осмотри квартиру не своими, а мамиными глазами: нет ли в комнате вещей, которые лежат не на месте?
4. Можешь ли ты сразу, никуда не заглядывая, назвать дни рождения родителей, бабушки, дедушки, братьев, сестер?
5. Свои нужды (купить коньки, мяч) ты, наверное, знаешь хорошо. А известно ли тебе, какая вещь срочно необходима матери или отцу и когда собираются ее приобрести?
6. Случается ли, что помимо маминого поручения, ты выполняешь какую-нибудь работу «от себя», по своей инициативе?
7. Мама угощает тебя апельсином, конфетой. Всегда ли ты проверяешь, досталось ли вкусное взрослым?
8. У родителей выдался свободный вечер. Они собираются в гости или в кино. Выражаешь ли ты свое нежелание остаться дома (просишь их не уходить, требуешь взять с собой, говоришь, что тебе одному страшно, или, может быть, молча сидишь с кислым и недовольным лицом)?
9. У вас дома взрослые гости. Приходится ли родным напоминать тебе, что надо заняться тихим делом, не мешать им, не вмешиваться в их разговор?
10. Стесняешься ли ты дома, в гостях подать маме пальто или оказать другие знаки внимания?
Обработка результатов: Если ты очень хороший сын или дочь, знаки у тебя должны получиться такие: «+ – – + + + + – – –». Если картина получилась противоположная, тебе надо всерьез призадуматься, каким ты растешь человеком. Если же есть некоторые несовпадения, не огорчайся. Дело вполне можно поправить.