четверг, 12 сентября 2013 г.

Урок по окружающему миру в 4 классе на тему: «Александр Невский»


Учитель МАОУ гимназии №56 г. Томска Яковлева Марина Петровна







Урок для учащихся 4 класса формирует уважение к историческому прошлому России, изучая личность Александра Невского, знакомит учащихся с событиями этого периода, урок проходит в виде виртуальной экскурсии, с использованием презентации.

Предмет:        Окружающий мир  в 4 классе.                                                                                     
                                                                                                                                                                        
     
Тема:               «Александр Невский»                                                 
Тип урока:       комбинированный.                                                                                                            
Вид урока:       усвоение нового  с использованием ИКТ.                                           
Место урока в учебном плане: 1 урок по теме «Защитники земли русской»                                  
Цель:      усвоить и      обобщить знания о Святом князе Александре Невском.                                          
Задачи:                                                                                                                                    
               Образовательная  - познакомить с историческим героем Александром Невским.                          
               Развивающая  -       развивать интерес к изучению исторического прошлого.                                
               Воспитательная  -    способствовать формированию любви к Родине.                                  
Методы:  частично-поисковые, объяснительно-иллюстративные.      
Форма организации:  индивидуально-фронтальная.                          
Оборудование:          компьютер;                       
                                   Проектор;                                                        
                                   Презентация к уроку;                                               
                                  Репродукции картин с изображением защитников русской земли. 


План урока:                                                                     
 
1.Организационный момент-1 минута. 
2.Постановка цели урока-2 минуты.   
3. Актуализация опорных знаний-5 минут.  
4. Виртуальная экскурсия-20 минут.    
5. Физминутка-3 минуты.    
6. Подведение итога урока-10 минут. 
7. Домашнее задание-4 минуты.          



                                     Ход урока.                                      
1. Организационный момент.                                                                                                       
(приветствие, проверка рабочего места)     

2. Постановка   цели  урока.                                              

3.Актуализация опорных знаний.      
-Кто такой – защитник?       
(ответы детей)   
-А С.И.Ожегов дал такое толкование слову  «защитник»-   это тот,  кто защищает, охраняет, оберегает кого-нибудь или что-нибудь.       
-А тема нашего урока «Защитники земли русской»                              
- Значит, что охраняли защитники?          
(ответы детей)                           
-А как вы думаете, от кого надо было охранять нашу землю?    
-А каких защитников вы знаете?                          
(ответы детей, учитель показывает репродукции картин с изображением русских защитников)                      
- Ребята, а вы знаете,  кто такой князь?        
(ответы детей)        
-Раньше на Руси так называли человека, который управлял своими землями- княжеством. Как вы думаете, хорошо  или нет быть князем? Почему?      
(ответы детей)     

4. Виртуальная экскурсия  «Святой Благоверный князь Александр Невский»

1слайд         


-У каждого народа есть заветные имена, которые никогда не забываются, напротив, -чем дальше  развивается  историческая жизнь народа ,тем ярче, светлее становится в памяти потомства нравственный облик  тех деятелей, которые , отдав все силы на служение своему народу, успели  оказать ему существенные услуги. Такие деятели становятся излюбленными  народными героями, составляют его национальную славу, их подвиги прославляются в позднейших  сказаниях и песнях. Это как бы звёзды на историческом горизонте, освещающие весь дальнейший исторический путь народа. 
                    
- Сегодня я расскажу вам про святого князя Александра Невского, а вы  послушаете и потом ответите, легко  ли ему жилось.  
      
-Ребята, вы помните, что раньше у людей не было фамилий,  а были прозвища, Как  вы думаете, за что князя Александра  назвали Невским?        
       (дети отвечают)         
- Если вы внимательно послушаете мой рассказ, то узнаете,  почему святого князя Александра назвали Невским.             
    -   Имя Александра Невского – одно из самых славных  в  истории нашей страны. И не только славных, но и одно из самых светлых и любимых русским народом. Героев наша история  дала немало, но почти никого из них не вспоминают потомки с таким    тёплым чувством, как Александра. Он много потрудился для Русской земли и мечом и головой-вклад его в строительство Российского государства бесценен.                     

           

2 слайд          

-  АЛЕКСАНДР -  по-гречески означает защитник людей. Этим красивым, мужественным именем назвал своего второго сына новгородский князь Ярослав Всеволодович, известный не только своей храбростью, но крутым нравом. И   сын этот впоследствии прославился, и  стал особенно любим на Руси. И в наши дни глубоко почитают в России и верующие и неверующие святого благоверного князя Александра Невского.       


3 слайд  

- АЛЕКСАНДР родился    в 1219 году в Переяславле (по другим сведениям, в 1220 году в Новгороде) незадолго до страшного бедствия - нашествие монголо-татар на Русь. Уже с трёх лет Александра отлучили от матери, княгини Феодосии, и отдали на воспитание княжеским воинам. Малыша посадили на коня и дали в руки оружие. Вскоре начали  учить грамоте. И в военном деле, и в чтении и письме Александр быстро преуспел. Он вырос, превратился в ловкого, сильного отрока, который любил читать и прекрасно писал. В те времена чтению учились по Священному Писанию. Александр полюбил слово Божие и хорошо его усвоил. Заповеди Христовы глубоко проникли в сердце мальчика. 


4 слайд.   
   
- Уже с1228года юный Александр начал княжить в Новгороде со своим старшим братом Федором под присмотром бояр. А в 1236году Александр княжил в Новгороде уже самостоятельно.     
 Новгородцы восхищались своим князем - красивым, высоким, с сильным голосом, гремевшим, как труба.     
  Но впереди всех ждали страшные испытания. Как  известно, именно в те годы на Русскую землю нахлынули несметные полчища хана Батыя. Были  ограблены и разорены города, сёла, храмы, множество людей было убито или взято в плен.            



5 слайд.         

-В 1240 году Новгороду объявили войну шведы. Их войско возглавил Биргер. Он написал князю Александру послание с такими словами: «Если можешь, сопротивляйся, знай, что я уже здесь и пленю землю твою».      
  Князь Александр с  войском, помолившись в Софийском  соборе, выступил навстречу 
врагу.    
    Утром 15 июля 1240 года войско князя Александра  незаметно подошло к неприятельскому  лагерю, и внезапно напали на врага,  поражая их  топорами и мечами. Завязалась битва. Эта битва произошла на реке Нева. Шведы бежали, новгородцы преследовали их. Князь Александр догнал Биргера и копьём  ударил его по лицу,  оставив неизгладимую отметину. Как пишет летописец: «положил печать ему на  лицо».      
 С победой вернулось русское войско в Новгород, а князь  Александр получил к своему имени почётное прозвание - Невский.



6 слайд.    


- Прошло время , и на Новгород снова двинулись враги с запада. В 1242 году Александр двинулся навстречу врагу.                                        
     Знаменитое сражение , известное в истории под названием Ледового побоища ,произошло на льду Чудского озера, у скалы, называемой Вороний Камень. Русские полки ударили с боков во вражеский клин и сокрушили его.          
 Под тяжестью рыцарских доспехов начал трескаться  и проваливаться лёд, поверженные рыцари уходили под воду, на дно Чудского озера. После победы над врагом, князь Александр на коне торжественно въехал в город, рядом вели  пленных рыцарей, Народ ликовал, духовенство служило благодарственные молебны. По летописным сведениям, в сражении было убито 400 рыцарей-крестоносцев, а 40 попало в плен. Победа в Ледовом побоище прославила Александра Ярославича Невского как великого полководца Руси.    
       Эта битва вошла в мировую военную историю как образец окружения и разгрома крупных сил  тяжеловооружённого, рыцарского  войска  эпохи  Средневековья. Полководческое   искусство Александра Невского признали в Золотой Орде.


7 слайд.     


-  Через некоторое время прибыло к князю посольство от римского папы. Он пытался склонить князя Александра к тому, чтобы православная Русь приняла католическую веру. В этом случае папа пообещал помощь в борьбе с татарами. Князь Александр ответил решительным отказом. Он сообщил об этом папе в письме. В нём князь обосновал своё решение догматами Вселенских Соборов и историей христианской Церкви.



8 слайд.    

 -Русские люди должны были платить дань татарскому хану, а князья  получать от него ярлык (разрешение) на княжение.        

Князь Александр и его брат Андрей вынуждены были поехать в орду для подтверждения права на княжение.      
По свидетельству летописи, сам Батый приказал явиться новгородскому князю: « Мне покорил Бог многие народы, ты ли один не хочешь покориться державе моей? Но если  хочешь  сохранить за собою землю свою, приди ко мне,  увидишь честь и славу царства моего».       



9 слайд           



-Князья Александр и Андрей прибыли в Орду.  Хан Батый принял братьев ласково и сразу оценил светлый ум Александра. Однако по воле хана князья должны были отправиться в столицу  империи монголов Каракорум для подтверждения права на княжение. По дороге князья  увидели разорённые нашествием монголо-татар города,  груды человеческих костей. С большими трудностями , терпя голод, жажду, зной и холод, добрались они до Каракорума. Два долгих года заняла эта поездка. Ярлык на главное княжение во Владимире утвердили Андрею, видимо,  опасаясь Александра. А ему дали Киев,  который, хотя ещё являлся главным городом на Руси, был теперь до основания разорён  монголо- татарами . И Александр лишь по названию являлся великим князем.    




10 слайд.        

 - Мудрое правление  великого князя Александра  продолжалось, Русь сохраняла себя , свою веру, свои традиции, хотя и стонала под татарским игом.      
В 1263 году Александру вновь пришлось посетить Орду. Всю зиму и лето 1263 года он прожил в Орде. Один Бог знает, сколько сил,   мужества, христианского смирения потребовалось от князя в Орде. Задача была та же: защитить, сохранить Русь - и он её выполнил.  При этом  Александр  тяжело заболел. Он возвращался на Русь смертельно больным. Князь во что бы то ни стало, хотел вернуться домой, но доехал только до Городца. Там он окончательно слёг и почувствовал приближение смерти. Перед смертью он  принял монашеский постриг.   
  Князь Александр скончался 14 ноября 1263 года. Скорбью переполнилась Русь.    
    Митрополит Кирилл, который, узнав о смерти великого князя, с горечью произнес: «Зашло солнце Русской земли». Князя Александра с почестями похоронили во владимирском Успенском соборе.         
   Прошло много столетий . И вот  в 1724 году из Владимира в Санкт- Петербург были торжественно перенесены мощи святого князя Александра Невского, которого русские люди любили и царь Пётр особенно любили и почитали. Мощи были положены в новопостроенном  монастыре, посвящённом святому князю Александру.        
  Здесь, в Александро-Невской лавре, в Троицком соборе, у раки со святыми мощами и сегодня можно преклонить колени и помолиться благоверному князю Александру-
Нашему верному, надежному защитнику и покровителю Русской земли. И попросить у него мужества, ясного разума, крепости, сил и - смирения, чтобы и мы смогли сохранить и благоукрасить  Россию.             




5. Физминутка.        


6. Подведение итога урока.  
 
- С каким историческим героем  познакомились?   
-Какой вклад он внес в историю Руси?                    
-За что же  святого князя Александра прозвали Невским?      
-Как вы думаете, можно ли назвать князя Александра  Невского святым? Кто такие святые?     
(ответы детей)     
-Аполлон Майков написал стихотворение о святом князе Александре Невском. Послушайте  его и скажите, о каких событиях из жизни благоверного князя Александра Невского в нём говорится.
 
              -Тихо лампада  пред образом Спаса горит; 
                Тихо игумен пред ним на молитве стоит;    
                Тихо бояре стоят по углам;    
                Тих и недвижен, лежит, головой к образам,   
                Князь Александр, чёрной схимой покрыт…           
                Страшного часа все ждут:   нет надежды, уж нет!     
                Слышится в келье порой лишь болящего бред.    
                Тихо лампада пред образом Спаса горит…         
                Князь неподвижно во тьму,, в беспредельность глядит…  
                Тьма , что завеса, раздвинулась вдруг перед ним …     
                Видит он: облитый, словно  лучом золотым, 
                Берег Невы, где разил он врага…    
                Вдруг возникает там город.  Народом  кишат берега …    
                Флагами веют цветными кругом корабли…    
                Гром раздаётся:  корабль показался вдали… 
                Правит им кормчий с открытым высоким челом… 
               Кормчего все называют царём…     
               Гроб с корабля поднимают,   к храму несут, 
               Звон раздаётся,  священные гимны поют… 
              Крышку открыли … Царь что-то толпе говорит…
               Вот перед гробом земные поклоны творит…    
              Следом – все люди идут приложиться к мощам…   
              В гробе ж, - князь видит - он сам… 
              Тихо  лампада пред образом князя горит… 
              Князь неподвижно лежит…  
              Словно как свет над его просиял головой-  
              Чудной лицо озарилось красой,     
              Тихо игумен к нему подошёл и дрожащей рукой    
              Сердце ощупал и его чело-   
              И, зарыдав, возгласил:  «Наше Солнце зашло!»    

(ответ детей)     

-Потрудился Александр для Русской земли. Мужественно и победоносно боролся он с западными врагами, расчетливо,  умно берёг свой народ от хищных татар. Среди трудных княжеских дел не забывал благочестивый князь и христианских обязанностей: много серебра и золота передавал он в Орду, не мало несчастных  выкупил из тяжкой неволи татарской. Многие звали его своим «ангелом-хранителем». Русская церковь причислила его к лику святых.


7. Домашнее задание.

 (подготовить доклад о  любом защитнике Земли Русской)