суббота, 3 августа 2013 г.

Экскурсия по православному храму

Храм – особое здание, оно не похоже ни на одно из современных городских строений.


Храм — это место, куда люди приходят молиться. Для верующего человека храм – это место особого присутствия Бога.
Храм иногда называют церковью. Эти слова похожи по значению, но все же отличаются. Слова храм и собор означают здание, строение. А когда говорят Церковь, то подразумевают не только строение, но всех верующих людей. 


Храм  похож на корабль. Высокая колокольня как мачта. Как на мачте корабля реет флаг, так на колокольне сияет крест. 
         Если бы было можно взглянуть на храм с вертолета, мы бы увидели форму строения. Форма храма может быть разная – иногда корабль, как мы уже говорили. А иногда храмы строят в форме креста, круга или звезды.
         Форма храма – это символ (знак). Круг – означает бесконечность и вечную жизнь. Как звезда указывает путь  мореплавателям, так и Церковь учит людей правильному или еще говорят праведному пути в жизни.


Крест – это главный символ или знак христиан. Для христиан крест свят. На кресте был распят Иисус Христос – Спаситель, взявший на себя грехи всего мира и омывший их Своею Кровью. В знак любви ко Христу все христиане носят крест на груди и украшают крестами храмы.
Посмотрите, что мы видим над куполом? Крест.  
Что означает слово окрестность?  Окрестность - это местность, расположенная вокруг креста.


Традиционно храмы строились на возвышенных местах, по берегам рек, среди красивой природы.  Постепенно вокруг храмов возникали поселения, села, а потом города. 


Давайте снова посмотрим на храм. Посмотрите, какая необычная крыша у храма, здание венчают купола.
Форма купола похожа на пламя свечи, оно также устремлено вверх. Эта устремленность вверх, к небу, символизирует молитвенную устремленность верующих к Богу.

 
Форма купола еще напоминает шлем древнего богатыря. Богатыри всегда защищали нашу русскую землю и нашу православную веру.


У корабля бывает мачта, а у храма мы видим высокую башню – колокольню.


Колокольный церковный звон созывает верующих к Богослужению, возвещает тем, кто находится вне храма о важных  моментах службы. Бывало, что колокольным звоном созывался народ на вече (собрание), или, ударяя в главный колокол, били в набат при пожарах и бедствиях. 

Нет уголка во вселенной, где бы не было Бога, считают христиане. Но храм – место Его особого присутствия.  Первый храм на Руси был построен в древнем Киеве больше тысячи лет назад. Строительство храма требует больших сил и средств, и поэтому строили храмы всегда соборно – т.е. сообща. Но было время в нашей истории, когда храмы разрушались, осквернялись. Это было в XX веке после революции. Многие верующие и священники тогда пострадали, были заключены в тюрьму, а некоторые были убиты.
Сейчас храмы восстанавливаются и строятся новые. Перед началом строительства храма первый камень закладывается с молитвой и благословением. Новый храм освящается. Самое слово "освятить" значит — сделать святым, сделать принадлежностью Самого Бога. 

Входим в храм. Поднимаемся на широкое крыльцо, оно называется паперть. Остановимся перед дверьми храма. Храм – это дом Божий. 
Когда мы приходим в гости, то здороваемся. Поэтому, входя в храм, христиане на мгновение останавливаются, осеняют себя крестом и кланяются.  Перекреститься, значит, осенить себя крестным знамением, т.е. изобразить на себе крест. 
         Все, кто входит в православный храм, соблюдают правило: мужчины и мальчики снимают головной убор, женщины и девочки покрывают голову  платком.
Немного постоим и послушаем – в храме тишина. В храме говорят тихо, ведут себя скромно и вежливо.
Осматриваемся, и видим иконы,  убранство храма, свечи на подсвечниках, куполообразный свод потолка. Под потолком висит большая люстра со множеством свечей, ее называют паникадило. 


 Пространство храма состоит из притвора, собственно храма и алтаря, или еще говорят - Святая Святых.  В среднем, т.е. центральном пространстве храма, молятся прихожане, здесь расположены иконы на стенах и в киотах. Рядом с иконами стоят подсвечники, на которые ставят свечи. Свечи прихожане покупают в свечной лавке.
          Пройдем в переднюю часть храма, ближе к алтарю. На устроенных особо местах – клиросах – во время службы располагается хор. 


          В центре на особой подставке, которая называется аналой, лежит праздничная икона.


Алтарь находится в передней части храма и алтарем храм всегда обращен на восток.   Алтарь означает небо, где обитает Бог, а храм – землю.  Поэтому алтарь находится по отношению ко всему остальному пространству храма на некотором возвышении.  
          Если встанем лицом к алтарю, то видим иконостас – это целая стена из икон. 


Иконостас отделяет алтарь от основного храмового пространства. Посредине иконостаса расположен вход, называемый Царскими вратами.  Справа от Царских врат расположена икона Спасителя, слева Божией Матери.
          В иконостасе много икон, они располагаются рядами. Есть ряд праздничный, деисусный, пророческий, праотеческий. Нижний ряд обычно называется местным, потому что в нем находится местная икона, т.е. икона праздника или святого, в честь которого устроен храм. Каждая церковь посвящается Богу, но при этом, каждая церковь имеет свое название. День праздника или святого, в честь которого построен храм, называется престольным или храмовым праздником. Икона, посвященная этому празднику, всегда находится справа от Царских врат.


В алтаре  имеются: престол (особенный стол, специально освященный), на престоле в алтаре лежит антиминс (плат) с зашитыми в него частицами мощей святых мучеников,  Евангелие, которое символизирует присутствие Самого Христа.
           Алтарь и все, что в нем – величайшая святыня, поэтому в него может входить только священник. 
В храме всегда есть Распятие Господне, на нем изображен Иисус Христос в момент Его Крестных страданий. Рядом с Распятием расположена квадратная тумбочка для свечей, называемая канун. Сюда ставят свечи за упокой душ умерших людей. Поминают своих умерших родственников.


           Когда хотят  помолиться, ставят свечу перед иконой и обращаются со словами молитвы к тому, кто изображен на иконе. Христиане не молятся иконам. Они молятся перед иконами. Христиане молятся тому, кого они видят на иконе. Представьте себе, что родной человек уехал далеко, и мы по нему скучаем. Иногда мы достаем его фотографию и даже разговариваем мысленно с ним. Так и молитва – это разговор. От слова молва, молвить, т.е. разговор с тем, кто изображен на иконе.