пятница, 19 августа 2016 г.

Преображение Господне

Настоятель храма
свт. Николая Чудотворца при ТКПБ
иерей Игорь Ельсуков
19 августа Православная Церковь празднует праздник Преображения Господня на горе Фаворской и прославления нашего человеческого естества в лице Господа Иисуса Христа. Об этом событии свидетельствует Святое Евангелие, например 17 глава Евангелия от Матфея.
Преображение Господа Иисуса Христа состояло в том, что во время молитвы Его на Фаворской горе лицо Его вдруг просияло, как солнце, и одежды Его сделались белы, как снег. В это время явились ученикам древний пророк и законодатель еврейского народа Моисей и пророк Илия, взятый некогда живым на небо на огненной колеснице и на огненных конях; явились они в славе, т.е. в небесном свете, и беседовали с Господом о предстоящих страданиях и о крестной смерти Его в Иерусалиме, как дополняет это сказание евангелист Лука.
Для чего Господь показал Апостолам небесную Свою славу. Для того, чтобы  еще раз показать им явным образом Свое Божество и Свое единосущие (одну природу) со Отцом, чтобы они не поколебались в вере во время Его страданий и смерти, но понимали, что он страдал и умирал добровольно, за грехи мира - и с дерзновением проповедали о Нем людям, что Он истинно единородный Сын Божий, Творец мира видимого и невидимого.
Христос возводит Апостолов на высокую гору и преображается пред их очами. Что означает «преобразился»? Вот что об этом пишет святой Иоанн Златоуст: «Приоткрыл, насколько Ему было угодно, Свое Божество и показал тайну обитающего в Нем Бога». …для духовно видящих является Христос, как Бог; 
Во время же молитвы Он так просиял и неизреченным образом открыл избранным из учеников этот неизреченный Свет, в то время, как при этом присутствовали верховные из пророков, чтобы показать, что молитва является подательницей этого блаженного видения…и истинная и совершенная красота, может быть зримой только для очистившего свой ум. Поэтому и лицо Моисея просветилось при беседе с Богом». 
Народное название праздника Преображения – второй Спас. На праздничную службу приносятся для освящения плоды садов. Правило хранит благочестивый обычай первый раз в году есть плоды земли только после их освящения. Совершается оно в конце Литургии в день праздника. На Руси из всего множества фруктов и овощей к концу августа неизменно выделялись яблоки. Вот почему праздник часто называют еще и «Спасом яблочным». Приносятся в храм для освящения и колосья, и семена нового урожая злаков - над ними также совершается молитва и окропление святой водой.