В 2003 г. при проведении земляных работ на территории Солотчинского Рождества Богородицы женского монастыря была обнаружена плита, датируемая первой половиной XVI века. Сначала она была воспринята как надгробная. Однако при последующих исследованиях, проводившихся как рязанскими, так и московскими специалистами – историками и археологами, удалось установить, что назначение плиты мемориальное.
Плита фиксировала факт переноса останков давно погребенного видного военного и государственного деятеля великого княжества Рязанского, зятя князя Олега Ивановича, Иоанна Мирославовича, принявшего схиму в этом же монастыре с именем Иосиф. В летописных источниках он был более известен по имени, бывшему у него до святого крещения. Имя это – татарский мурза Салахмир.
Мурза Салахмир, потомок властителей Золотой Орды, вошёл в рязанскую историю в трагическое для князя Олега Рязанского время.
К XIV столетию, в то время, когда он жил, христианство на Руси существовало уже почти четыреста лет. С детства крещеный Олег, возрастая, пропитывался верой своих отцов. Самым главным качеством, которым обладал князь – это смирение.
Смирившийся человек – это тот, кто под влиянием, давлением каких-то обстоятельств или людей, или от безвыходности не может противиться и смиряется поневоле. Но не таким был князь Олег. Как мы видим из летописей, он предстает пред нами как ярый защитник своих интересов. И ни Димитрий Донской, ни другие войска не смогли противостоять мощи Олега в отстаивании пределов своего княжества. Более того, после победы над москвичами в битве под Перевицком он надеялся вернуть все земли, ранее захваченные Димитрием Донским. Распря, длившаяся три года, закончилась поражением князя Димитрия. И вынудила Москву просить князя Олега о мире. Казалось бы, высота положения была за князем Олегом, и можно было бы диктовать свои условия москвичам, что Олег и предполагал… Но все произошло иначе.
Осенью 1385 года в Рязань из Москвы отправляется посольство во главе с Игуменом земли русской преподобным Сергием Радонежским с миссией умиротворения княжеских раздоров, объединения русских земель. Беседы преподобного с князем Олегом, по словам летописи, «кроткими словесы и тихими речьми и благоуветливыми глаголы» смягчили Олега Ивановича.
Несомненно, преподобный Сергий Радонежский приехал в Рязань не без просьбы князя Дмитрия Донского. Но это для Олега Рязанского после встречи с преподобным было уже не важно, умиротворенный разговором со старцем, он смирился, и не стал требовать своего, пожертвовав своим «я» ради блага Отечества. Не будь Олег искренне верующим человеком, а значит и исполняющим заповеди Божии, он не послушал бы и преподобного. В лучшем случае из уважения к его известности промолчал бы, а сделал бы все по-своему. Таким образом, был заключен вечный мир с Москвой. И князь Олег стал первым из Рязанских князей, заложившим основу союза, в котором Рязань честно и верно служила Отечеству, радея об общей пользе объединенного Русского государства.
Встреча с преподобным Сергием глубоко повлияла на всю последующую жизнь Олега Рязанского. Он стал чаще бывать в монастырях, познал и полюбил монашескую жизнь. Однажды князь Олег Иванович и его супруга Евфросиния в глухом, уединенном месте окрестностей реки Солотчи, за Окой, повстречали двух отшельников Василия и Евфимия Солотчинских.
Олег решил заложить здесь обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Выбор этот был тоже не случаен. В этот день произошла победа русских войск на Куликовом поле. И все действия князя Олега Рязанского способствовали этой победе.
Монастырь был основан в 1390 г. Тогда же Олег Иванович постригся в монашество с именем Ионы. Веригами, добровольно возложенными на себя князем-подвижником, стала его кольчуга, которую он постоянно со дня пострига носил под монашеским облачением.
То, что князь Олег был искренне верующим человеком, доказывает и то обстоятельство, что незадолго до своей кончины он принял великий Ангельский образ – схиму.
Но если об Олеге Ивановиче сохранилось достаточно много сведений, то кто же такой таинственный Салахмир?
Мурза Салахмир, придя с сильной дружиной из Золотой Орды, вступил в службу рязанского князя Олега Ивановича, а вскоре принял православную веру под именем Иоанн. Олег полюбил своего нового боярина, оказывал ему большой почёт и явное предпочтение перед другими боярами: выдал за него свою сестру Анастасию и пожаловал ему во владение вотчины.
Интересно, что в поздних источниках имя «Салахмир» передаётся по-разному: Солохмир, Салхомир. Историки предполагали, что это имя можно прочитать и по-другому: Солых эмир или Салах-темир. Трудно объяснить и то, откуда у новоявленного рязанского боярина, крещённого Иваном, появилось отчество «Мирославич». Существует предположение, что отцом Салахмира был русский боярин Мирослав. Согласно другим догадкам, Салахмир сам когда-то был русским князем, потом выехал в Орду, там принял ислам и новое имя, а затем, вернувшись в русские земли, вновь возвратился в исконную православную веру и взял своё исконное имя. Но как всё было на самом деле, нам неизвестно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий