Зачем нужны заповеди Божии?
Давайте подумаем о тех законах, которым подчиняется наша жизнь. Вы спросите: "А какие же это законы?" Существуют законы физики, химии, других наук. Их нарушить невозможно. Есть другой тип законов - действующих в государстве, в котором мы живем. Эти законы нарушить можно, но ничего хорошего из этого не получится. Почему? Попробуем разобраться.
Когда человек перебегает железнодорожные пути перед близко идущим поездом или шоссейную дорогу на красный свет, неудивительно, если он останется без рук, без ног, а то и без головы. Если человек попадет под машину и ему ампутируют ногу, кто виноват? Работники ГАИ, которые зачем-то напридумывали разных правил и требуют от нас их соблюдения? Или доктора в больнице, отрезавшие раздробленную ногу человеку, попавшему в дорожно-транспортное происшествие? Наверное, все-таки, виноват тот нерадивый пешеход, который не считал для себя обязательным соблюдать правила дорожного движения.
Представим себе такую ситуацию. Водитель живет в городе, находящемся в ста километрах от Москвы. Правил дорожного движения этот водитель не знает. Сможет ли он доехать до столицы по дороге с плотным потоком машин? Однозначно можно ответить, что он до Москвы не доберется, а окажется в итоге в больнице, на кладбище или в тюрьме.
Другой вариант. Допустим, автоинспектор останавливает водителя за нарушение правил дорожного движения и спрашивает: "Ты знаешь правила?" Водитель отвечает утвердительно. "А ты их читал?" - "Нет!" А как же можно соблюдать правила дорожного движения, если их не читал и не изучал?
А теперь задумаемся. Мы ведь движемся не только по автомобильным дорогам, но и по дорогам жизни. Чтобы на жизненном пути не потеряться, не попасть в катастрофу и не погибнуть, надо тоже соблюдать определенные правила. Это заповеди, которые Бог дал людям более трех тысяч лет назад. Они помогают нам не только в земной жизни, но и сохраняют от погибели в Жизни Вечной.
За полтора тысячелетия до Рождества Христова Господь через пророка Моисея дает людям духовно-нравственные законы. Это, в первую очередь, десять заповедей, данные людям на горе Синай. Они еще не ведут к вершине святости, такую цель гораздо позднее поставит перед христианами Евангелие Христово.
Господь объявил вслух десять заповедей всему народу Израильскому: И изрек Бог [к Моисею] все слова сии… (Исх. 20, 1). Все эти десять заповедей были даны Самим Богом в письменном виде на двух каменных досках (скрижалях), исписанных с обеих сторон (см.: Исх. 32, 15).
1. Я Господь, Бог твой... да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.
3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.
4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему.
5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего (Исх. 20, 2-17).
Даровав евреям свободу от египетского рабства 3,5 тысячи лет назад и показав Свою милость и могущество, Бог дал им и нравственные законы, исполняя которые люди могли бы честно жить и быть хранимы Богом на земном пути. Эти законы - заповеди - неизменны на все времена и, хотя Иисус Христос и расширил их, они остались действующей мерой оценки поступков людей до сих пор.
На протяжении всей истории Ветхого Завета еврейский народ нарушал заповеди, данные ему Богом. Как следствие, через некоторое время на народ обрушивались различные беды. Это закономерно, и такое происходит как с целыми народами, так и с отдельными людьми. Удивляться здесь нечему: если нарушаются правила, обеспечивающие безопасность, то случается несчастье.
Если вам необходимо перейти через топкое болото, в котором можно погибнуть, нужно осторожно двигаться безопасным путем, границы которого обычно отмечаются вешками. Свернуть с этого пути направо или налево - значит умереть. Пройти опасной дорогой, остаться живым и достичь цели своего путешествия можно, только тщательно следя за метками, - указателями опасности.
Но немало опасностей подстерегает нас и в духовно-нравственной жизни. А здесь роль вешек-указателей выполняют десять заповедей Божиего Закона. Их задача - указать человеку безопасный путь в духовно-нравственной жизни. Нарушение этих заповедей, данных Богом, наносит страшный вред, в первую очередь, самому нарушителю Божиего Закона и является смертным грехом, то есть приводит человека к разрушению отношений с Богом и с людьми, а в итоге - к духовной смерти и вечной погибели.
Вспомним Евангельский рассказ о том, как один молодой человек подошел к Иисусу Христу и спросил: что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Спаситель ответил ему: Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди (Мф. 19, 16-17). Здесь мы видим, какое значение Бог придает исполнению этих заповедей: их нарушение является препятствием к достижению Вечной Жизни. Более того, Иисус Христос говорит нам: Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам (Ин. 14, 21).
Исполнение заповедей со стороны человека - это выражение любви к Богу. Десять заповедей, данных Богом на Синае, составляют костяк, духовно-нравственную основу ветхозаветного закона.
Каково же отношение у нас, христиан, к этим десяти заповедям? Насколько они нужны, насколько мы можем руководствоваться ими в нашей жизни, ведь у нас же еще есть и совесть, тоже служащая мерилом правильности наших поступков?
Можно сказать, что совесть является естественным (природным) критерием оценки поступков человека. С одной стороны, если совесть спокойна, человек ощущает мир и покой в душе, то, возможно, он поступает честно и справедливо, а если совесть взбудоражена и на душе "кошки скребут", уже ясно: что-то сделано неправильно. Однако надо помнить, что совесть человека - голос Бога в нем - искажена грехами, то есть то, что кажется нам правильным, может не быть таковым в глазах Божиих. Есть люди и с "прожженной", искалеченной совестью. Поэтому, поскольку только Бог всегда праведен, неизменным и точным критерием оценки жизни христианина является воля Божия, открытая людям.
Сами десять заповедей не ведут к христианскому совершенству и святости. Более того, они не являются заповедями Христовыми, которые указывают путь духовного преображения и возрастания. Определяя их место в христианской жизни, мы можем сказать так: десять заповедей указывают ту линию, ниже которой христианину опускаться недопустимо.
В течение нашей жизни мы закладываем фундамент нашего спасения и вечной жизни. Этим фундаментом и являются десять заповедей Божиих. Это еще не весь дом, но без них спасения нет. Их отсутствие в доме нашего спасения равносильно разрушению фундамента, разорению здания и духовной гибели живущих в нем. Все остальное - Евангелие, Христовы заповеди - духовно выше. Но стоит все это на фундаменте откровения Творца, данного на горе Синай.
Комментариев нет:
Отправить комментарий