воскресенье, 13 апреля 2014 г.

Вербное воскресенье

За неделю до праздника Святой Пасхи в воскресный день Церковь отмечает праздник Входа Господня в Иерусалим, или Вербное воскресенье. Какие же события вспоминаются в этот день?

Без малого две тысячи лет назад в весеннем Иерусалиме ждали Христа: придёт ли Он в столицу к празднику ветхозаветной Пасхи? Священники ветхозаветной церкви уже решили отыскать и убить Его. Спаситель знал об этом. Он шёл со Своими учениками к Иерусалиму. 

Иерусалим — священный город. Господь избрал его местом, где должно было совершиться спасение рода человеческого. За две с лишним тысячи лет до Рождества Христова на одном из холмов, где теперь стоит Иерусалим, Авраам, повинуясь воле Божией, готовился принести в жертву единственного своего сына — Исаака. Но Бог остановил Авраама, изрёк ему благословение, пообещал сделать эту землю достоянием его потомства, из которого произойдёт Мессия — Спаситель всех людей.



Впоследствии на горе Сион была построена крепость, а город, расположившийся близ неё, был назван Иерусалимом. Царь Давид, овладев Сионом, выстроил дворец и поставил скинию — храм в виде передвижной палатки для богослужения — и перенёс сюда ковчег Завета.

С того времени Иерусалим сделался столицею Израильского царства и в Слове Божием стал называться: то Сионом, то Святой горою, то Градом Давидовым. Сын Давида, премудрый царь Соломон, распространил и украсил Иерусалим. Вместо скинии он построил каменный храм, о великолепии и богатстве которого слава прошла по всему миру. 30 тысяч евреев и 150 тысяч иноземцев строили храм в течение семи с половиною лет. Храм был построен на горе Мориа — месте жертвоприношения Авраама. Но спустя четыреста лет народ еврейский прогневал Бога своими грехами. Иерусалим и храм были разрушены, а жители уведены в плен.

Перед Великим Постом за всенощной поётся трогательная песнь: "На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона". Это песнь евреев, уведённых в плен, которые, сидя на реках вавилонских, плакали и тосковали о родном Иерусалиме. В плену Вавилонском евреи пробыли семьдесят лет.

Господь услышал воздыхания народа, умилосердился над ним и возвратил его из плена. На месте первого был сооружён новый храм.

Ко времени Рождества Христова Иерусалим был обширным и многолюдным городом, находившимся под властью римлян. В Праздник Пасхи туда приходило до двух миллионов иудеев.

В небольшом селении у ворот столицы Спаситель велел ученикам найти и привести молодого ослика для того, чтобы въехать на нём в город.

В стране Палестине, где жил Спаситель, было мало коней, и они употреблялись в основном для войны. Для домашних дел и путешествий употреблялись ослы. Сесть на коня – было тогда знаком войны. В мирное время даже цари ездили на осликах. Поэтому Вход Господа в Иерусалим был символом мира: Царь мира въезжал в столицу на осле – символе мира.

Ученики привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Спаситель сел поверх их. Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с деревьев и постилали по дороге. Народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!»

Древнее слово «осанна» употреблялось для выражения радости, подобно нынешнему: «Ура!», «Да здравствует!» Приветствие народа означало: «Да здравствует идущий от имени Господа, от Бога посланный!» Причиной такой радости народа при встрече Христа были совершенные Им чудеса: исцеления больных, воскрешение мертвых.

«И когда вошёл Он в Иерусалим, весь город пришёл в движение». Так велико было впечатление от торжественной встречи Христа. 


И вот так, на ослёнке въехал Спаситель в величественную Иудейскую столицу. Его окружали ученики, толпа вокруг ликовала и радовалась, а Он как будто не видел и не слышал этого ликования. Глядя на Иерусалим, на эту толпу людей, Христос заплакал. "Иерусалим, Иерусалим! – сказал Он. – Если бы ты хоть в этот день понял, что служит твоему спасению! Но ты сейчас этого не видишь. Придёт день, когда враги тебя окружат, осадят, разрушат и не оставят камня на камне за то, что ты не уразумел времени, когда тебя посетил Господь…"
Почему Он говорил это посреди такого торжества? Да потому, что люди надеялись, что Христос вступит в Иерусалим и возьмёт в Свои руки земную власть. Они ждали великого и могущественного царя, который освободил бы Израильский народ от владычества римлян! А Господь в это время шёл на добровольные унижения и страдания. Он готовился умереть за грехи всех людей, всех нас, и знал, что та же самая толпа, которая сейчас кричит “Слава Сыну Давидову!”, через несколько дней будет кричать: "Возьми, распни Его!"

Встречая Спасителя, народ радовался и не знал о тех скорбных событиях, которые должны были вот-вот наступить. Только Самому Богу было открыто грядущее, Он один в ликующем Иерусалиме знал, что вслед за этим днём начнётся неделя Его страданий.

Одеждою и пальмами
Украшена дорога.
Какое ликование!
Какая благодать!
Торжественно, со славою
Встречают люди Бога,
Чтобы потом Его...
Распятию предать!
                Евгений Санин

В Иерусалиме встречали Спасителя как Царя с зелёными ветвями финиковых пальм. У нас в России пальмы не растут, да и листья на других деревьях не успевают обычно распуститься к празднику Входа Господня в Иерусалим. Поэтому пальмовые ветви заменили ветки вербы, которая, не боясь последних весенних морозов, рано выпускает пушистые серёжки.




Нет в России пальм зелёных,
Лишь берёзоньки да клёны,
Да пушится над водой
Верба веткой молодой.

Верба ветки дарит нам –
Отнесём их в Божий храм,
И под колокольный звон
Их положим у икон.
          Татьяна Шорыгина

С букетиками вербных веточек приходят люди в храм в праздник Входа Господня в Иерусалим, стоят на службе с зажжёнными свечами. Потом освящённые веточки приносят домой и хранят их у икон целый год, до следующего Вербного воскресенья.