суббота, 24 мая 2014 г.

Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий

Было время, когда на Руси вообще не было книг. Славяне, наши предки, говорили между собой, но читать и писать не могли. Потому что у них не было азбуки. И нигде они не могли узнать о Христе. Благая весть еще не дошла до них. Они не знали, что родился Спаситель мира, что мир спасен.
С благой вестью был послан Архангел Гавриил к Деве Марии, сообщить, что у Нее родится ребенок, младенец Иисус, который спасет весь мир. Потом четыре евангелиста, Матфей, Лука, Марк и Иоанн, сообщили Благую весть людям вот в этой книге, которая называется Евангелие. Что в переводе и означает Благая весть. В этой книге они рассказали о жизни Иисуса Христа, о Его заповедях, о том, как нам жить. Ведь они были свидетелями Его жизни, и писали о том, что сами видели и слышали.
Трудами святого Кирилла Благая весть дошла до русских людей. Он перевел Евангелие на русский язык. Чтобы и русские люди узнали о Христе, о пришествии в мир Спасителя. Ведь они ничего не знали об этом. Прошло много веков после рождения Спасителя. Многие люди уверовали во Христа, многие пострадали за Него, приняв венец славы. Многие жили по заповедям Его. А русским людям ничего об этом не было известно.
Никто не рассказал им об этом. И они могли бы так ничего и не узнать. Поэтому Бог послал святых Кирилла и Мефодия, чтоб они донесли Благую весть до славян. Чтобы они тоже узнали, что родился Спаситель мира, что мир спасен.

Братья Кирилл и Мефодий родились в  IX веке в семье знатного и богатого военачальника по имени Лев в греческом городе Солуни. Мефодий – был старшим из семи братьев, а Кирилл, которого до принятия монашества звали Константином, – самым младшим. Семейство было многочисленно и воспитывалось в благочестии и вере. 
Мефодий – по примеру своего отца рано поступил на военную службу. Десять лет он управлял одной из славянских областей. Затем, прослужив около 10 лет, удалился на гору Олимп в монастырь Полихрон на азиатском берегу Мраморного моря. Там Мефодий постригся в иноки и стал проводить дни в молитве и изучении Священного писания. 
Кирилл с детства был очень одаренным мальчиком. Он воспитывался в родительском доме и с ранних лет проявлял замечательный ум и удивительные способности к наукам. Когда Кириллу было семь лет, ему приснился сон, предзнаменовавший его будущее.

Был семилетним отроком Кирилл
Приснился ночью сон ему один:  
Могучий и всеславный воевода
В богатом, позолоченном дворце
Собрал невест, призвав к себе Кирилла,
Спросил: «Какую выбираешь ты себе?»
Кирилл молчал, с благоговением взирая,
И вдруг увидел девицу в венце,
Богатую убранством и красою,
И мудростью, и добротой в лице.
«Да!», — произнес святой, судьбу свою решая, -
«Да!», «Софию избираю я себе -
Божественную мудрость на земле!»

Так святой равноапостольный Кирилл избрал свой путь в жизни – он выбрал «Софию», которая олицетворяла мудрость и умение в науках. С любовью и усердием изучал святой Кирилл науки и в особенности Священное Писание. Благодать Божия просвещала не только ум святого Кирилла, она очищала и его сердце. 
У святого Кирилла был сокол, которым он обычно потешался. Однажды Кирилл отправился со своим соколом на охоту в поле, но лишь только он выпустил его из рук, как ветер подхватил птицу и унес неизвестно куда. Два дня не вкушал пищи святой отрок от уныния и печали. Но вскоре он понял намерение Промысла Божия – раз все земные радости ненадежны, значит и не за чем к ним привязываться. И с этого момента святой Кирилл стал еще усерднее изучать Священное писание и творения Святых отцов.

Когда святому Кириллу исполнилось 12 лет – на престол вступил малолетний греческий император Михаил III. Император Михаил слушал уроки у знаменитых ученых того времени. Учителя Михаила решили найти достойного соученика императору, который бы усердным учением и добрым нравом служил ему примером. 
 И вот один из учителей царя Михаила, Логофет, узнав о замечательных способностях отрока Кирилла, сделал Его царским воспитанником. Под руководством ученейших мужей Царьграда святой Кирилл делал быстрые успехи. В течение нескольких лет он изучил основательно науки, словесность, греческий и латинский языки. Все удивлялись необыкновенным способностям и уму юноши. 
Но молодой Кирилл не гордился своими способностями, был кроток, благочестив и смиренен. Он понимал, что истинная премудрость – это уразумение закона Божия. Именно к этой высшей премудрости стремился святой Кирилл всеми своими силами и способностями. Через некоторое время Кирилла нарекли почетным званием «Философ» за успехи в учении и благонравие. Кириллу было только 20 лет, когда его назначили преподавать философию в высшем училище в Константинополе. 
Однажды покровитель Кирилла — Логофет пожелал женить юношу на своей богатой и прекрасной крестнице.

Ученый муж и покровитель Логофет,
Сраженный мудростью и славою Кирилла,
Решил женить Его на крестнице своей,
Чтоб обрести спокойствие душевное и сына.
С любовью говорил ему вельможа:
«Возьми же в жены крестницу мою!
Прекрасную мы создадим семью!
Женись, царь даст тебе княженье,
и скоро воеводой будешь ты!»
Кирилл же отвечал ему смиренно:
«Велик твой дар, но в этом нет нужды.
Ведь знаешь ты, что цель моя –  наука,
И лишь ее я возвожу плоды».

Так святой Кирилл выбрал уединение для того, чтобы посвятить себя Богу. Молитва и учение привлекали Его более богатства и земных радостей. Кирилла ожидало блестящее будущее в столице, но Он предпочел присоединиться к брату Мефодию и удалился в монастырь. 
Когда Кириллу исполнилось 24 года в Царьград пришли послы от калифа – царя Сарацинского. Они хулили христианскую веру и восхваляли свою. Император решил послать на беседу к ним ученого мужа для прений о вере. На эту роль был выбран святой Кирилл. И молодой философ, полный ревности к Закону Божию, с радостью предпринял трудное и опасное путешествие к сарацинам, которые ненавидели христиан. Отправляясь, святой сказал так: «С радостью иду я, может ли что в этом мире быть сладостнее для меня, как умереть за Святую Троицу и получить вечную жизнь?» 
Сарацинский царь принял Кирилла с почетом. В честь него были учреждены обеды, в которых участвовали лучшие магометанские ученые: астрономы и геометры. Во время стола и происходили споры этих мудрецов с Кириллом о вере. Мудрецы и жрецы сарацинские, убедившись, что не могут победить Кирилла ученостью и красноречием, — возненавидели его, и даже покушались на его жизнь.

К хулителям основы православной,
Был послан императором Кирилл.
И отправляясь на духовное сраженье,
Святой с благоговением говорил:
«Да, с радостью иду на славный бой я,
За веру христианскую, за мир!»

Жрецы Калифа – астрономы, геометры,
Кирилла встретили как императора посла.
Хвалили свои храмы, украшенья,
Строения из драгоценного камня.
Святой Кирилл на это отвечал им:
«Хвала и слава Господу сотворшему вся!»

И говорили с ним, в тяжелый спор вступая,
О вере сарацинской дотемна.
Но красноречием и мудростью Кирилла
Все доводы их были «сожжены дотла»!

Возненавидевши святого за ученье,
Жрецы решили отплатить ему сполна!
Накрыли стол – устроили обеды,
Подали яств и ядовитого вина.
Кирилл испил, но не было победы!
Господь хранил поборника Христа.

По возвращении в Царьград святой Кирилл посвятил себя подвигам благочестия: посту, молитве и попечению о нищих. Он поселился со своим братом Мефодием в монастыре на горе Олимп.
Недолго святые души праведников Кирилла и Мефодия цвели и благоухали красотою добродетельной жизни в пустынном уединении в монастыре. Просветителям славян предстояли новые тяжкие подвиги. 
Моравский князь Ростислав обратился к императору Михаилу III с просьбой направить в Моравию учителей, чтобы они наставили местное славянское население истинам христианской веры на его родном языке. Император Михаил откликнулся на эту просьбу и избрал для этой миссии святого Кирилла.
Кирилл согласился, но чтобы проповедовать славянам, необходимо было создать славянскую азбуку и перевести на славянский язык Священное Писание и другие церковные книги. 
Вместе со своим братом Мефодием он уединился в монастыре и, трудясь, с молитвой и постом, составил славянскую азбуку, которая получила название «ГЛАГОЛИЦА». Позднее славяне будут пользоваться другой славянской азбукой, многие буквы которой будут заимствованы из греческого алфавита. Она получит название «КИРИЛЛИЦЫ» — в честь первого Апостола славян святого Кирилла. 
Свои апостольские труды святые братья начали с перевода Евангелия, с чтения Святой Пасхи, которыми открывался годичный круг церковных евангельских чтений. Таким образом, первыми словами, написанными на славянском языке были: «В начале  бе Слово и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово». Когда в 863 году это великое дело было окончено, весь духовный собор в торжественном молебне воздал славу и благодарение Господу. 
Переведя самые необходимые церковные тексты с греческого языка на славянский, святые братья, помолившись, двинулись в путь.
Проповедь братьев шла успешно. Они в течение четырех с половиной лет обходили Моравию и Паннонию, призывая народ к познанию истинного Бога и объясняя всем закон Господень. Братьям предстояло научить местное славянское духовенство древнему церковнославянскому языку. Церковнославянский язык приблизил древних славян к пониманию того, что читается и поется в храме.
Тяжелейшие труды и лишения подорвали здоровье святого Кирилла. Он тяжело заболел. С самого начала болезни, предчувствуя близкую кончину, Кирилл пожелал принять схиму. Болезнь его продолжалась около двух месяцев.
Перед смертью Кирилл напутствовал брата Мефодия: «Мы с тобою были как дружная пара волов, вели одну борозду. И вот я падаю на своей меже: день мой кончился. Ты возлюбил уединение на горе Олимп; но молю тебя, не оставляй начатого дела – труд учительства, ибо этим подвигом ты более можешь спастись!»
 Помолившись, святой равноапостольный Кирилл 14 февраля 869 года отошел ко Господу. Ему был всего 42 года. Все римское духовенство и все греки, находившиеся в то время в Риме сопровождали гроб учителя славян.

Великий день Кирилловой кончины —
Каким приветствием сердечным и простым
Тысячелетней годовщины
 Святую память мы почтим?
                           
Какими этот день запечатлеть словами,
Как не словами, сказанными им,
Когда, прощаяся и с братом и с друзьями
Он нехотя свой прах тебе оставил, Рим

 Причастные его труду
Чрез целый ряд веков, чрез столько поколений,
И мы, и мы его тянули борозду
 Среди соблазнов и сомнений.

И в свой черед, как он, не довершив труда,
И мы с нее сойдем, и, словеса святые
Его воспомянув, воскликнем мы тогда:
«Не изменяй себе, великая Россия!

Не верь, не верь чужим, родимый край,
Их ложной мудрости иль наглым их обманам,
И, как святой Кирилл, и ты не покидай
Великого служения славянам»…

Святой Мефодий пережил брата на 16 лет. Похоронив Кирилла, Мефодий поспешил возвратиться в славянские земли. Однако обратный путь святого Мефодия к своей пастве оказался долгим и трудным. Немецкие епископы  с неодобрением смотрели на деятельность святых братьев, видя утрату своей власти у славян. Они добились того, что в 870 г. Мефодий был арестован и сослан в Германию. Там он провел два года, пока папа Иоанн VIII не освободил его.
Наконец Мефодий возвратился в Паннонию. Он принялся снова с величайшей ревностью за свое дело: проповедовал, объяснял слово Божие, перелагал книги на славянский язык. Бог благословлял труды его; Евангелие быстро распространялось, и святое учение приносило свои плоды: любовь, мир и согласие среди людей. Вскоре Мефодий был провозглашен епископом Паннонии и Моравии.
Предсказав за несколько дней свою смерть, Мефодий скончался 6 апреля 885 года. Весь народ глубоко скорбел о святом учителе. При отпевании тела святого Мефодия служба совершалась на славянском, греческом и латинском языках, и память его живо сохранилась в просвещенных им землях.
Чувствуя приближение своей кончины, Мефодий выбрал из своих учеников благочестивого и умного мужа по имени Горазд, и завещал ему продолжать труды его. Ученики Мефодия усердно трудились о распространении веры, переводили духовные книги, и плоды их трудов разлились по всем славянским землям.