Таких актрис, как Вера Комиссаржевская, на русской сцене были единицы… Кто сегодня продолжит этот золотой список? Театр, в отличие от кино, не воспроизводится, он существует только здесь и сейчас, а видео во времена Комиссаржевской не было. Но отзывы о ее игре передавались из поколения в поколение. Существуют письма и мемуары современников, по которым мы можем познакомиться с этой выдающейся личностью.
Отец ее был известный оперный тенор, и в доме Комиссаржевских собиралась вся питерская богема. Девочки – сестры Вера и Надя – видели лучших артистов, композиторов, певцов. Модест Мусоргский был близким другом отца.
Однажды после долгих уговоров отец взял дочерей к себе на репетицию в Мариинский театр. Этот день стал для Веры самым счастливым днем ее детства и определяющим в ее судьбе.
Когда родители разошлись, и отец переехал в Москву, Вера училась в Институте благородных девиц. Окончив его, она поехала к отцу и в Москве познакомилась с его учеником,
Константином Алексеевым. Молодой человек был полон творческих идей и, когда понял, что певческим талантом не обладает, занялся драматическим театром. Алексеев с Комиссаржевским организовали клуб, в котором ученик стал ставить спектакли. Он взял себе псевдоним, с которым вошел в историю мирового театра – Станиславский. В любительском спектакле Станиславского и сыграла свою первую роль Вера Комиссаржевская.
Но сразу за этим дебютом ее сценическая карьера не наступила. Вера выступала на концертах с отцом. Они ездили по России, отец пел арии из опер, Вера – романсы.
Дебют Веры Комиссаржевской на профессиональной сцене состоялся в Новочеркасском театре. Потом последовало приглашение в театр в Вильно. И только после двух театральных сезонов Комиссаржевскую, наконец, увидел Петербург. На легендарной Александринской сцене она сыграла Ларису Огудалову в «Бесприданнице» Островского, и с тех пор на спектакли с ее участием всегда выстраивались очереди.
Такие актрисы, как Комиссаржевская, безусловно, помечены печатью божества. Но есть еще один секрет их гениальности. Актрисы, о которых помнят и через 100 лет, отдавали себя сцене целиком, у них не было разделения на личную жизнь и на работу. Театр, сцена и были их личной жизнью. У Веры Комиссаржевской не было ни семьи, ни детей, хотя она имела море поклонников и всегда могла бы ответить на ухаживания лучших из них. Но, с тех пор как актриса перенесла тяжелую любовную драму с художником Муравьевым, она предпочитала страстям в жизни страсти на сцене и там страдала целиком, без остатка.
Для окружающих не было сомнения в том, что они станут мужем и женой. Два творческих человека: Муравьев – граф, художник; Вера – из утонченной артистической семьи. Но художник обманул Веру – Честную, искреннюю, горячо его любящую. Он завел связь на стороне и долго об этом не говорил Вере, продолжая встречаться с ней. Когда Вера узнала об измене, ее психика пошатнулась, и она месяц пролежала в психиатрической больнице. Это была единственная страсть Комиссаржевской в жизни.
А на сцене вершились трагические и комические судьбы ее героинь. Сначала – на знаменитой Александринской, потом в гастрольных спектаклях по России. Комиссаржевская хотела открыть свой театр и для этого отправилась в большой гастрольный тур – нужно было заработать денег. Когда, после тяжелых поездок, деньги были получены, Комиссаржевская тут же вложила их в новый театр, который назвала скромно – Драматический. Свою фамилию она приписывать категорически отказалась, но администратор ослушался ее и приписал в афишах жирным шрифтом слово «Комиссаржевской». За это он получил выговор от Веры Федоровны, но благодарность зрителей, которые пришли после годичного перерыва посмотреть на свою любимицу.
Последние дни болезни, когда оспа выступила на лице, Вера просила никого, кроме врача и медсестры, не заходить к ней в комнату, а все письма, которые хранились в ее шкатулке, сжечь. 10 февраля 1910 года, в день, когда Веры Федоровны Комиссаржевской не стало, актеры выполнили ее просьбу. Россия простилась с великой актрисой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий