суббота, 8 ноября 2014 г.

Юрий Луговской. Жизнь и смерть на сцене

Таких актрис, как Вера Комиссаржевская, на русской сцене были единицы… Кто сегодня продолжит этот золотой список? Театр, в отличие от кино, не воспроизводится, он существует только здесь и сейчас, а видео во времена Комиссаржевской не было. Но отзывы о ее игре передавались из поколения в поколение. Существуют письма и мемуары современников, по которым мы можем познакомиться с этой выдающейся личностью.
        Отец ее был известный оперный тенор, и в доме Комиссаржевских собиралась вся питерская богема. Девочки – сестры Вера и Надя – видели лучших артистов, композиторов, певцов. Модест Мусоргский был близким другом отца.
         Однажды после долгих уговоров отец взял дочерей к себе на репетицию в Мариинский театр. Этот день стал для Веры самым счастливым днем ее детства и определяющим в ее судьбе.
         Когда родители разошлись, и отец переехал в Москву, Вера училась в Институте благородных девиц. Окончив его, она поехала к отцу и в Москве познакомилась с его учеником,
Константином Алексеевым. Молодой человек был полон творческих идей и, когда понял, что певческим талантом не обладает, занялся драматическим театром. Алексеев с Комиссаржевским организовали клуб, в котором ученик стал ставить спектакли. Он взял себе псевдоним, с которым вошел в историю мирового театра – Станиславский. В любительском спектакле Станиславского и сыграла свою первую роль Вера Комиссаржевская.
         Но сразу за этим дебютом ее сценическая карьера не наступила. Вера выступала на концертах с отцом. Они ездили по России,  отец пел арии из опер, Вера – романсы.
         Дебют Веры Комиссаржевской на профессиональной сцене состоялся в Новочеркасском театре. Потом последовало приглашение в театр в Вильно. И только после двух театральных сезонов Комиссаржевскую, наконец, увидел Петербург. На легендарной Александринской  сцене она сыграла Ларису Огудалову в «Бесприданнице» Островского, и с тех пор на спектакли с ее участием всегда выстраивались очереди.
         Такие актрисы, как Комиссаржевская, безусловно, помечены печатью божества. Но есть еще один секрет их гениальности. Актрисы, о которых  помнят и через 100 лет, отдавали себя сцене целиком, у них не было разделения на личную жизнь и на работу. Театр, сцена и были их личной жизнью. У Веры Комиссаржевской не было ни семьи, ни детей, хотя она имела море поклонников и всегда могла бы ответить на ухаживания лучших из них. Но, с тех пор как актриса перенесла тяжелую любовную драму с художником Муравьевым,  она предпочитала страстям в жизни страсти на сцене и там страдала целиком, без остатка.
        Для окружающих не было сомнения в том, что они станут мужем и женой. Два творческих человека: Муравьев – граф, художник; Вера – из утонченной артистической семьи. Но художник обманул Веру – Честную, искреннюю, горячо его любящую. Он завел связь на стороне и долго об этом не говорил Вере, продолжая встречаться с ней. Когда Вера узнала об измене, ее психика пошатнулась, и она месяц пролежала в психиатрической больнице. Это была единственная страсть  Комиссаржевской в жизни.
       А на сцене вершились трагические и комические судьбы ее героинь. Сначала – на знаменитой Александринской, потом в гастрольных спектаклях по России. Комиссаржевская хотела открыть свой театр и для этого отправилась в большой гастрольный тур – нужно было заработать денег. Когда, после тяжелых поездок, деньги были получены, Комиссаржевская тут же вложила их в новый театр, который назвала скромно – Драматический. Свою фамилию она приписывать категорически отказалась, но администратор ослушался ее и приписал в афишах жирным шрифтом слово «Комиссаржевской». За это он получил выговор от Веры Федоровны, но благодарность зрителей, которые пришли после годичного перерыва посмотреть на свою любимицу.

     Комиссаржевская всегда искала новые формы в искусстве, новые средства выражения. И поэтому в свой театр она пригласила революционного, авангардного Всеволода Мейерхольда. Он поставил Блока, Метерлинка, Ибсена. Вслед за Мейерхольдом пришел не менее своеобразный режиссер и драматург Евреинов. Ее Драматический театр был скорее элитарным, нежели массовым, и долго так существовать не мог. Пришлось вернуться к старому классическому репертуару и оставить поиск новых форм. Широкая публика была довольна, как и актеры, но Вере это было уже не интересно. Она вновь отправляется в поездки по России в поисках новых впечатлений. В Ташкенте труппу ждет трагедия. Несколько человек заболевают оспой. Не удалось избежать страшной болезни и Комиссаржевской. Доиграв спектакль «Бой бабочек», совершенно больная, - хотя видели это только ее коллеги, зрители не подозревали ни о чем, - Вера упала за кулисами на руки друзей. Врач безжалостно констатировал: оспа.
        Последние дни болезни, когда оспа выступила на лице, Вера просила никого, кроме врача и медсестры, не заходить к ней в комнату, а все письма, которые хранились в ее шкатулке, сжечь. 10 февраля 1910 года, в день, когда Веры Федоровны Комиссаржевской не стало, актеры выполнили ее просьбу. Россия простилась с великой актрисой.