среда, 22 апреля 2015 г.

Проект «Память детства»: отношение современников к повести "Детские годы Багрова - внука"

Авторы:
Ткач Алина Ивановна,
Волохова Анастасия Валерьевна
Муниципальное Автономное
Общеобразовательное Учреждение гимназия №56
9 класс
Руководитель:
Михайлова Ольга Геннадьевна
Должность:
учитель русского языка и литературы


СТРУКТУРА ПРОЕКТА
1. Полное наименование проекта
«Память детства»: отношение современников к повести "Детские годы Багрова - внука".
2. Краткая аннотация проекта
В реализации проекта принимает участие творческая группа обучающихся МАОУ гимназии №56, работающая в рамках проекта …….
Состав творческой группы:
1. Ткач Алина
2. Волохова Анастасия
Руководители проекта:
Михайлова О.Г.

Структура
Содержание:
Вступление……………………………………………………………………………….. 2
Основная часть
  1. Теоретическая часть……………………………………………………………….5
  2. Практическая часть………………………………………………………………...11
Заключение…………………………………………………………………………………13

Вступление:
Аксаков–изумительный психолог отроческой души. Обладал каким-то непостижимым даром изображать природу и человека слитно, в неразлучном единстве.
В истории отечественной культуры заметное место занимает Сергей Тимофеевич Аксаков–автор произведений «Детские годы Багрова–внука», «Семейная хроника», «Записки об уженье рыбы» и др. Известное общественное значение имела деятельность Аксакова, как автора повести о детствеПродолжателями его творчества стали такие известные писатели, как: Л.Н.Толстой, Максим Горький.

Основная часть:
Актуальность
Это один из лучших мемуаристов, театральных критиков и певцов российской природы. Это большой знаток и ценитель сокровищ родного языка, а также человек, который впервые так глубоко и серьёзно заговорил о значимости детства в жизни человека.
Имя Аксакова известно отечественной культуре и литературе. С. Т. Аксаков вошёл в историю русской литературы как выдающийся писатель, большой знаток и ценитель сокровищ родного языка.
К сожалению, в сознании и жизни большинства наших современников эта тема вытеснена в сферу внешних элементов традиционной, социальной культуры, и это приводит к возникновению кризисных явлений в духовно-нравственном воспитании и образовании подрастающего поколения.
Научно-практическая значимость проекта
Использовать накопленный материал на уроках литературы, истории, основ православной культуры, классных часах, а также применять во внеклассных мероприятиях, способствующих духовно- нравственному воспитанию подрастающего поколения.

Объект и предмет исследования
Объектом исследовательской работы является изображение детства дворянского ребенка XIX века в творчестве известного русского писателя С.Т.Аксакова.
Предмет исследования – материалы биографии писателя, тексты произведений «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова - внука», а также повестей «Детство» Л.Н.Толстого и Максима Горького.

Методы исследования
В начале работы по проекту была составлена программа исследования, которая включает в себя следующие элементы:
1. формулировка актуальности темы и определение объекта исследования;
2. определение цели и постановка задач исследования;
3. выбор методов исследования;
4. выбор единиц наблюдения;
5. систематизация и обобщение материалов исследования;
6. презентация результатов исследовательской работы
В процессе работы по проекту применялся метод исследования – изучение информационных источников по теме с помощью теоретического исследования, описание, сравнительно - сопоставительного анализа.

Цель и задачи проекта
Цель
- исследование произведений русской литературы XIX века, в частности творчества С.Т.Аксакова для определения важности темы детства в жизни человека, а также влияния этих произведений на творчество Л.Н.Толстого и Максима Горького.

Задачи:
- изучить материалы биографии и повестей «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова - внука». С.Т.Аксакова;
- выявить особенности отражения темы детства в вышеназванных произведениях;
- определить влияние изображение этой темы в творчестве С.Т.Аксакова на произведения «Детство» Л.Н.Толстого и Максима Горького.
План – график реализации проекта
Нами был разработан план-график реализации проекта:
Мероприятие
Сроки проведения
Ответственные
1.Изучение материалов биографии и текстов произведений С.Т.Аксакова
20.01.15-05.02.15

Ткач Алина,
Волохова Анастасия

2.Изучение произведений «Детство» Максима Горького и Л.Н.Толстого

05.02.15-10.02.15

Ткач Алина,
Волохова Анастасия

3.Систематизация и обобщение материалов исследования.
12.02.15-
18.02.15

Ткач Алина,
Волохова Анастасия,
Михайлова О.Г.

4. Оформление итогов работы
18.02.15-
20.02.15
Ткач Алина,
Волохова Анастасия,
Михайлова О.Г.
5. Презентация результатов исследования на очном туре «Аксаковских чтений», г.Казань.
31.03.15
Ткач Алина
Волохова Анастасия

Ожидаемые результаты реализации проекта
В гимназии ежегодно, в рамках проекта «Духовно-нравственное воспитание в современной светской школе», проводятся Шмелёвские чтения, конкурсы рисунков и рассказов, презентаций и эссе по духовно-нравственной тематике, в том числе православной; классные часы, уроки Добра и Милосердия.
Материалы исследования будут представлены на уроках литературы, классных часах, а также на городских, областных и региональных научно-практических конференциях для обучающихся.

Содержание исследовательской работы
Теоретическая часть
Биография
Его отец служил прокурором Верхнего земского суда. Мать, Мария Николаевна происходила из чиновной аристократии. Родители оказали огромное влияние на формирование личности будущего писателя, особенно мать. Именно под её влиянием он начал увлекаться литературой и развивать в себе чувство прекрасного. Не без внимания остался и дедушка Сергея Тимофеевича, мечтавший о внуке, который продолжит «род Шимона»*.
*- "знаменитый род Шимона" – легендарный варяг, племянник короля норвежского, выехавшего в Россию в 1027 г.

Образование
В нем просыпается стихотворный талант, и он начинает писать стихи. Также Аксаков участвует в издании рукописных журналов «Аркадские пастушки» и «Журнал наших занятий». В них он публикует свои первые литературные опыты – стихи, написанные в наивно-сентиментальном стиле.
Как и все дворянские дети, он получил хорошее домашнее образование. Затем в 1801 г. он был определен в гимназию, В студенчестве он с головой уходит в постановки театра, декламирует стихи.. Не окончив университет, переехал в Петербург, чтобы начать работать чиновником в комиссии по составлению законов.

Приход в мир литературы
Это уже был переход от детских книжек к настоящей литературе. Длинный ряд книжных воспоминаний Аксакова показывает, как мало можно считать обстановку, в которой прошло его раннее детство, заурядной обстановкой помещичьего захолустья XVIII века.
Он рано полюбил книги, в четыре года уже свободно читал, а в пять — декламировал Сумарокова и Хераскова, пересказывал в лицах сказки «Тысячи и одной ночи».





Роль детства в судьбе писателя
  1. Любовь к природе

Многие воспоминания детства легли в основу его книги «Детские годы Багрова- внука». От отца Серёжа унаследовал любовь к природе- совершенно чуждую его матери, насквозь горожанке. Также с детства Аксаков любил рыбную ловлю, охоту, собирание ягод, скорее всего в компании с дедом Сергеем Тимофеевичем. Дальние прогулки в лес или в степь заложили в нем глубокие, мощные пласты впечатлений, которые позднее, спустя десятилетия, стали неиссякаемыми источниками художественного творчества.

  1. Интерес к народно - поэтическому творчеству
Наряду с природой, крестьянская жизнь вторгалась в пробуждающуюся мысль мальчика. Так как он был сын поместного дворянина, он не мог быть не связан с крестьянами. Крестьянский труд возбуждал в нем не только сострадание, но и уважение; дворовые были свои не только юридически, но и душевно. Большую роль в изучении русского народного творчества сыграла ключница Пелагея, которая знала невероятное множество сказок, пословиц и поговорок. Итогом всех долгих поисков, изучения огромного мира поэзии стал «Аленький цветочек», записанный много лет спустя по памяти Пелагеи.
Сережу очень впечатляли народные песни и святочные игры.

  1. Путь к созданию произведения
В эти годы Аксаков жил то в Петербурге, то в Москве, то в деревне. Переехал на год в Москву. Но такая жизнь была не по карману. Пробыв год в Москве, Аксаков переехал в Оренбургскую губернию и прожил в деревне до осени 1826 года.
В августе 1826 года Аксаков расстался с деревней - и навсегда.
  1. Семья
Впервые Аксаков решает рассказать о жизни обычной дворянской семьи в 50-е годы. В воспоминаниях цикла «Семейные хроники» он просто и обыденно повествует историю своей семьи , он начинает понимать, что именно в детстве он был наиболее счастлив
Будучи взрослым, Аксаков снова задумывается о важности детства в жизни человека. Только теперь он старший, глава семьи, отец. Трех старших дочерей Аксаков назвал: Вера, Надежда, Любовь. Всего в семье было 10 детей. Аксаковы им уделяли исключительное внимание.
Поэтому особенно остро, на наш взгляд, перед Аксаковым стала проблема реализации тех нравственных и духовных ценностей, на которых основывалось его собственное воспитание.
Результатом долгих творческих изысканий стало «Семейная хроника» (1856), которая представляет собой воспоминания Аксакова о его семье, оформленные в виде пяти отрывков, каждый из которых – законченное изложение отдельной истории из жизни семьи Багровых.
Прототипом Степана Михайловича Багрова является непосредственно сам дедушка Аксакова - Степан Михайлович Аксаков, который сыграл огромную роль в формировании личности писателя.

«Детские годы Багрова - внука»
1. История создания
«Ваша мысль написать историю ребёнка для детей – прекрасна, и я уверен, что вы исполните её как нельзя лучше»- писал И.С.Тургенев о книге Аксакову.
Уже став дедом, пройдя дважды «погружение» в детские годы Аксаков снова обращается к мысли о значении детства в судьбе человека. В связи с тем, что у него появилась любимая внучка, он хочет рассказать ей все о детстве.
21 декабря 1854 года Аксаков поздравил свою шестилетнюю внучку с днем рождения. Подарком было шуточное стихотворение:
Рано дед проснулся,
Крякнул, потянулся,
Давши мысли волю,
Вспомнил внучку Олю.
*********************
Если бог даст силы
Ровно через год
Оле, внучке милой,
Дедушка пришлет
Книжку небольшую…
Он хотел создать «историю ребёнка» и чтобы это была книга для детей и для взрослых, но в этой книге не должно было быть ни намёка на нравоучения и нравственное впечатление.
Аксаков блестяще справился с задачей, повесть была высоко оценена современниками и завоевала любовь читателей всех возрастов. В ней он мастерски описал первые десять лет мальчика Сережи.
«Детские годы Багрова-внука» появились вначале на страницах журнала, а в 1858 году, отдельной книгой. Действительно, замысел Аксакова значительно расширился, и получилась книга о годах далекого детства, о людях и судьбах прошлого.
Но Аксаков всё еще хочет передать свои личные переживания и чувства. Психологические портреты героев в произведении выглядят весьма реалистично и правдиво. Так, в Степане Михайловиче Багровее привлекает ум, честность, «самая строгая справедливость».
Самым большим достоинством "детства" Аксакова Л. Н. Толстой считал разлитую в книге любовь к природе, поэзию природы.

2. «Память детства» в «Детских годах Багрова - внука»
«Жизнь человека в дитяти» – так писал Аксаков, завершая работу над книгой. Рассказы Багрова - внука, по мнению писателя, «представляют довольно полную историю дитяти, жизнь человека в детстве, детский мир, созидающийся под влиянием ежедневных новых впечатлений».
Вначале ребенок осваивает внешний мир. Он изображает важные для него события, которые читателям могут показаться незначительным: очень подробно, трогательно рассказывает он о приготовлении миндального пирожного! Ведь пирожное приготовляет обожаемая мать, и Сережа ревниво следит за тем, какой эффект произведет оно среди гостей.
Расширяя и углубляя знания о внешнем мире, ребенок приходит к желанию его практического освоения. Родители никогда не заставляли его трудиться. Сережу восхищала не только прелесть полевых работ, он всегда поражался тому, насколько тяжёл крестьянский труд.
Взрослея, мальчик пытается понять, почему в мире нарушена гармония: почему злой староста Мироныч, выгоняющий крестьян на барщину даже в праздник, считается самими же крестьянами человеком добрым.
Сережа, мы помним, был мальчиком очень правдивым, поэтому Багров не утаивает от читателя даже самого предосудительного. Он признается в своей трусости, когда во время верховой езды страх превозмог в нем даже самолюбие, столь сильное у детей..

Смерть Ивана Сергеевича Аксакова
Совсем немного времени оставила Аксакову судьба для творчества. Уходило здоровье, слабели глаза (приходилось диктовать), появилась сердечная болезнь.
Аксаков скончался 30 апреля 1859 года, не завершив всего, что он задумал, но и того, что он успел, было довольно много. Его любили и уважали все.
Ухожу я в мир природы,
В мир спокойствия, свободы,
В царство рыб и куликов,
На свои родные воды,
На простор степных лугов,
В тень прохладную лесов
И — в свои младые годы.
(Из послания к М.А. Дмитриеву, 1850)


Практическая часть
В практической части для изучения роли темы детства в русской литературе были исследованы такие произведения, как «Детство» (Л.Н.Толстой), «Детство» (Максим Горький). На наш взгляд, повесть Аксакова «Детские годы Багрова - внука» повлияла на творчество писателей: Л.Н.Толстого и Максима Горького.
Тема детства была очень актуальна в русской литературе, особенно после выхода в свет повести Аксакова «Детские годы Багрова - внука». Следуя его примеру, Толстой решает также написать свою повесть «Детство». В ней он пытался показать миру нового героя – ребенка с его неповторимым миром чувств, мыслей, интересов.
Толстой описывает Николеньку как скромного, любознательного, чувствительного и застенчивого ребенка, который очень любит своих родителей и гордится ими. В детстве Николенька особенно стремился к добру, истине, любви и красоте. И источником всего самого прекрасного в эти годы для него была мать.
Можно заметить, что дети удивительно похожи между собой. Они принадлежат к одному и тому же социальному кругу, у них общие интересы, они так же ценят своих родителей, учатся у них; мучаются, страдают, ошибаются, понимают, что в мире есть несправедливость, что не всё крутится вокруг них и их семей. Но в отличие от Аксакова Толстой передаёт описание событий с двух точек зрения – непосредственного восприятия ребенка и аналитического взгляда взрослого, а также его герои более склонны к самоанализу и самокритичности. В его произведении представлена не его автобиография, а обобщённая картина взросления мальчика из дворянской семьи, а повесть А.М.Горького выходит за пределы судьбы главного героя: в ней он глубоко раскрывает социальное окружение, формировавшего характер Алеши Пешкова.
Алёша - не дворянский привычный мальчик, а именно мальчик из народа, сирота, которого отвергла даже собственная мать. Он познает мир с точки зрения именно давления и противостояния окружающему миру, жестокому миру. После того как у мальчика умер отец, он стал жить с дедом и бабушкой. В отличие от произведений Аксакова и Толстого самым «главным» человеком его детства была бабушка.
Мы видим также отличия в окружении ребенка. В его жизни появляются люди, не принадлежащие к его семье. Несмотря на отсутствие кровного родства, эти люди стали его семьёй после утраты бабушки и деда.

На наш взгляд, Толстой не только продолжает традиции Аксакова, но и вносит свои коррективы, дополняя и расширяя глубину изображения. Не случайно Чернышевский вводит в употребление выражение «диалектика души», имея в виду перетекание мыслей из одной в другую, принимая разную окраску и свойства.
Максим Горький, который пишет своё «Детство» 1913-1914гг., т.е. уже в начале XX века, вспоминает свои детские годы, которые пришлись на конец XIX века.
Особенности изображения детства Горьким так же связаны с семьёй, взрослением и становлением личности ребёнка в условиях формирования нового социального слоя, как и у Аксакова и Толстого.

Заключение:
Читая произведения С. Т. Аксакова, мы с полным правом можем сказать о них словами А.С.Пушкина: «Там русский дух, там Русью пахнет!». Аксаков не только сумел показать в своих произведениях своё детство, но и детство всех дворянских детей того времени. На наш взгляд, его можно считать основоположником нового тематического направления в русской литературе: важность детства в становлении, формировании личности в дальнейшей судьбе русского человека.
Не случайно такие книги Аксакова, как «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова - внука» пользуются широким спросом не только в нашей стране, но и за рубежом. Они переведены на многие языки – польский, болгарский, немецкий, английский, чешский, датский и др..
Кроме того, в наш век, когда происходит переоценка ценностей, когда мы возвращаемся к семейному воспитанию, к традициям православной культуры, всё большую ценность приобретает «память детства», которая навсегда остаётся с человеком, что бы с ним ни происходило, как бы ни сложилась его жизнь. И этим мы во многом обязаны С.Т.Аксакову.

Использованная литература:
1. С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова-внука»- М.: Дет. лит.,1987
2. В.А. Богданов «Становление человека» // С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова-внука»- М.: Дет. лит., 1987
3. Э.Л. Войтовская «С.Т. Аксаков в кругу писателей-классиков»- Л.: Дет. лит., 1982
4. В.А. Кошелев «Время С.Т. Аксакова» // «Литература в школе»-1993.-N4.
5. М. Лобанов «Сергей Тимофеевич Аксаков» - М.: Мол. гвардия, 1987.- (Жизнь замечательных людей)
6. В. Кожинов «С.Т.Аксаков «Семейная хроника»// «Литература в школе».- 1995.-N1.
7. Б.Н. Тарасов «Детство в творческом сознании русских писателей» // «Литература в школе».- 1995.-N4.
8. Н. Злыгостева «Счастливая, невозвратимая пора детства…» // «Литература в школе».- 1995,N4.