среда, 6 апреля 2016 г.

Благовещение Пресвятой Богородицы

7-го апреля Православная Церковь отмечает праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Установление этого праздника принадлежит самой глубокой древности. Еще святой Афанасий Великий в IV-м веке называл его «первым в ряду праздников», началом домостроительства спасения людей. Об этом событии Благовещения Архангела Гавриила Деве Марии повествует только евангелист Лука в 1-й главе Евангелия (Лк.1,26- 38). В шестой месяц после зачатия Елизаветой святого Иоанна Крестителя Архангел Гавриил был послан Богом в галилейский городок Назарет к Деве Марии, обрученной мужу Иосифу. Важно то, что святой Лука говорит не «к деве, вышедшей замуж», а «к обрученной мужу» потому, что Дева Мария не являлась его женой в действительности. Древнее предание объясняет, почему это так получилось. Еще до рождения Марии, Ее родители, тогда бездетные Иоаким и Анна дали обет - в случае рождения у них ребенка, посвятить его на служение Богу. Под старость Бог послал им дочь, которую они назвали Марией. Когда Марии миновало три года, родители отдали Ее на воспитание при Иерусалимском храме. Живя здесь десять лет в молитве и богомыслии, Мария уже по собственному желанию решила всецело посвятить себя Ему и дала обещание не вступать в брак. Когда же Марии исполнилось 14 лет, Она не могла оставаться при храме, но должна была по закону или вернуться домой к родителям или выйти замуж, другого выхода тогда не существовало. Но, Ее родители уже умерли за несколько лет до этого. Первосвященник, зная об Ее обете девства и желая Ей помочь совершить Свое намерение, формально обручил Марию Ее престарелому родственнику, известному своей праведной жизнью Иосифу, который был вдовцом. Явившись Деве Марии, Архангел Гавриил приветствовал Ее: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!» «Благодатная» означает обретшая благодать Божию. Конечно, явление Архангела и его необычайные слова смутили Марию, и Она стала размышлять о значении их. Успокаивая Ее, Архангел предсказывает Марии орождении от Нее Сына, Который будет велик и назовется Сыном Всевышнего; Господь даст Ему престол Давида, отца Его. Главная особенность царства Давида заключалась не в его гражданском устройстве, но в его духовном идеале - как общества, стремящегося жить по воле Божией. Пророки предсказывали, что с пришествием Мессии, царство Давида будет восстановлено и преобразится в Мессианское Царство. В него вольются верующие люди из многих народов, и оно пребудет вечно. Святая Мария, желая остаться Девой, в недоумении спрашивает Архангела: «Как это будет (что я стану Матерью), когда Я мужа не знаю?» Архангел успокаивает Ее, объясняя, что Ее обет не будет нарушен, так как Она родит Сына чудесным образом, без мужа. Сам Сын Божий сойдет в Ее утробу. Ведь для Бога нет ничего невозможного. Дева Мария, видя Божию волю, смиренно ответила: «Се, раба Господня. Да будет Мне по слову твоему». Конечно, добровольное согласие Девы Марии было абсолютно необходимо для воплощения Сына Божия, потому что Бог всегда оберегает дар свободной воли, которым Он наделил человека. Именно после такого добровольного согласия совершилось воплощение Сына Божия. Значение Благовещения В день явления Архангела Гавриила Деве Марии исполнилось древнее предсказание Исаии о том, что Дева примет в Своем чреве и родит Сына, Которого назовут Эммануил, что значит - с нами Бог (Ис.7,14). В этот день Бог вселился во чрево Девы и стал человеком, чтобы освободить мир от греха и власти дьявола. Чудо воплощения Сына Божия - тайна благочестия, доступная только вере (1Тим.3,16). В явлении Архангела Гавриила Деве Марии Церковь видит «спасения нашего главизну» - т.е. начало нашего спасения. В осторожности, с которой Дева Мария отнеслась к приветствию и обещанию Архангела Гавриила, святые отцы Церкви видят признак добродетели, называемой «рассудительностью»; здесь противопоставление Девы Марии и праматери Евы, которая через легковерие необдуманно послушалась совета дьявола, принявшего образ змея, и вместо счастья получила горе.Наконец с Великим событием Благовещения связана молитва, которую мы часто слышим в храме и которая нам передает эту радость встречи с Богом: «Богородице Дево! Радуйся, благодатная Марие, Господь с Тобою: благословенна Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших».