воскресенье, 19 января 2014 г.

Крещение Господне


Настоятель храма св. Николая Чудотворца
 Игорь Ельсуков

Событие, которое воспоминаем мы в этот день, описано в Евангелии. Евангелисты повествуют, что в вместе с другими людьми Иисус пришел на берега Иордана. Иоанн Предтеча, который на этих берегах призывал людей к покаянию и примирению с Богом, омывая приходивших к нему людей в реке Иордан, прозрел духом, что перед ним не обычный человек, сказал пришедшему: «Мне надо креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» И услышал в ответ слова Спасителя: «Так надлежит нам исполнить всякую правду». Это означало: делай то, что тебе должно делать. И безгрешный по природе Спаситель вместе с грешниками вступает в воды иорданские, принимая крещение покаяния. И в тот момент Иоанну открылось, как через отверзшиеся небеса Дух Божий в виде голубя нисходит на Иисуса. И услышал Иоанн глас Божий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3. 17).
Установленный в честь этого евангельского события праздник Крещения иначе именуется Богоявлением, потому что на Иордане произошло явление Троичного Бога людям. Бог Отец явил Себя в голосе, который слышал Иоанн, Бог Сын принимал крещение в водах Иордана, Бог Дух Святой «в виде голубя» осенил Крещаемого. Так явлено было Новозаветное Откровение о Боге — Троице, едином по существу и троичном в Лицах.
Есть у этого события и еще одно важное прочтение: Господь Иисус Христос, не имея на Себе от рождения никакого греха, приходит на берег Иордана в толпе людей, как один из многих, и принимает омовение от Иоанна. Христос является народу не как земной владыка или великий царь, но смиренно смешавшись с многими кающимися людьми, показывая пример и нам.
Безгрешный пришел на Иордан и принял крещение покаяния, свидетельствуя тем самым, что Он человек по плоти, что Он один из нас. Будучи безгрешен, Христос уподобился последнему из грешников, уравнял Себя с нами, чтобы разделить с ними бремя их прегрешений и подать исцеление их душам.
В древности праздники Рождества и Крещения праздновались в один день, и этот общий праздник этот именовался Богоявлением. В Вифлеемской пещере является миру Сын Божий, а на берегу Иордана в особом видении открывается Божество.
Мы знаем, что грех однажды разлучил Бога и человека, Творца и творение. Христом разрушается это разделение. Богоявление — это новое особое присутствие Бога в мире, в человеческой истории. Бог становится человеком, делается причастным нашему, человеческому естеству, а значит, и нашему миру. И когда в праздник Крещения мы освящаем воду, то тем самым свидетельствуем эту великую истину о всепроникающем и спасительном присутствии Бога в нашем мире. С праздником!