среда, 12 марта 2014 г.

Изучение повести Лидии Корнеевны Чуковской «Прочерк» в школе

Михайлова Ольга Геннадьевна, учитель русской словесности, руководитель проблемно-творческой группы "Духовно-нравственное воспитание в современной светской школе" (среднее и старшее звено) МАОУ гимназии №56 г. Томска












От Рущука до старой Смирны,
От Трапезунда до Тульчи,
Скликая псов на праздник жирный,
Толпой ходили палачи
(А.С. Пушкин)

Выбор произведения для изучения:


Одной из важных тем для изучения в 11-ом классе является тема Личности в тоталитарном государстве. Многие художественные произведения продолжают традицию осмысления темы судьбы «маленького человека», которую можно обозначить как судьбу «жертвы истории». Проведя в страшные годы ежовщины семнадцать месяцев в тюремных очередях, великая поэтесса Ахматова создает памятник всем жертвам сталинских репрессий – поэму «Реквием», в которой запечатлевает черты того времени, преображая неимоверные страдания в художественном слове. Изучая творчество Анны Андреевны, обращаешься к воспоминаниям о ней Л.К. Чуковской, поэтому это имя уже знакомо обучающимся.

«Прочерк» - это книга о любви и времени, о верности и предательстве. Кроме того, замечательным материалом для исследования является публицистика Лидии Корнеевны. Урок литературы "Песня разлуки» посвящен удивительной истории любви гениального советского физика М. П. Бронштейна и Л. К. Чуковской, рассказанной в повести «Прочерк».


Цели урока


Способствовать возрождению памяти о Л. К. Чуковской и ее творчестве.

• Провести параллели между повестью «Прочерк» Л. К. Чуковской и темами сегодняшнего дня, духовно-нравственными проблемами.

• Показать качества Л.К. Чуковской как личности, как пример проявления настоящей гражданственности и патриотизма, верности подлинным ценностям и любви к слову.

• Развивать умения и навыки анализа художественного текста.

Методы обучения


Просмотр презентации с помощью проектора и компьютера.

• Анализ художественного текста.

Оборудование урока

Компьютер

Интерактивная доска

Продолжительность урока: 2 часа

1)1 час. Жизнь и судьба Лидии Корнеевны Чуковской.

45 минут

2) 2 час: «Песня разлуки». Размышления над повестью Л. К. Чуковской «Прочерк».

45 минут

Урок по повести Л. К. Чуковской «Прочерк»


«Песня разлуки»

Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад.
И ненужным привеском качался
Возле тюрем своих Ленинград.
И когда, обезумев от муки,
Шли уже осужденных полки,
И короткую песню разлуки
Паровозные пели гудки,
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.
(А.Ахматова)

Современные школьники уже имеют общее представления об эпохе сталинизма. В произведениях других авторов затрагивались проблемы, посвященные этой теме. На фоне «возвращенной» в конце 80-ых литературы эта повесть «потерялась», и у нас есть возможность прочитать ее практически впервые.

Экспозиция урока


Необходимо создать эмоциональную атмосферу, которая поможет создать ощущение этого страшного времени: страха, замкнутости, тяжести, одиночества, отчаяния, одним словом, ада, в котором человек сходит с ума, теряя все связи с окружающим его миром.

В начале урока звучит литературно-музыкальная композиция «Реквием», созданная на основе поэмы А. Андреевны Ахматовой, которую исполняет группа обучающихся 11 класса.

На интерактивной доске появляются вопросы, которые задавала в своих произведениях Л. К. Чуковская:

Чем только не оборонялись люди от истины! До полного извращения понятий, до полной незрячести! Кто предписывал заказать донос на того человека, а не на этого? Где ленинградский Бабий Яр? Где московский? Где…Зачем лагеря? Как объяснить человеку, что ложь бывает совершенно чистой, без малейшей примеси правды? Ради чего я пишу, ради чего я спускаюсь под воду? Ради будущих братьев, которым я все расскажу.

Ход урока
1.​ Вступление. Слово учителя.


Лидия Корнеевна Чуковская жила в очень сложное для нашей страны время. Это один из самых неоцененных и непонятых писателей 20 века, а между тем ее называли ангелом-хранителем и совестью русского народа. В наше время сложилось общее представление о «заслугах» этой мужественной женщины перед русской литературой. Возможно, остались воспоминания об ее отце, Корнее Ивановиче Чуковском. Возможно, ее имя запечатлелось в памяти в связи с историями судьбы Сахарова, Солженицына, Бродского. Но, не случайно писал С. А. Лурье: « Л.К. Чуковская дожидается нас в иной, человечной и умной России». Ее книги необходимы современному человеку, всерьез задумывающемуся о вопросах свободы личности, выбора жизненного пути.

Прежде чем приступить к изучению повести «Прочерк», важно узнать больше об ее авторе.

В своей статье «Архипелаг Лидии Чуковской» Ирина Чайковская  пишет: «Но вначале несколько слов о Лидии Корнеевне Чуковской. Странно, но до сих пор есть люди, которые о ней не слыхали, не знают, при том что, кажется, нет ни одного читающего по-русски, кто был бы незнаком с творчеством Корнея Чуковского. Так вот, для тех, кто о Чуковской не слышал: Лидия - старшая дочь Корнея Чуковского, тесными узами связанная с отцом, но прошедшая свой путь человека и литератора. Оба были людьми исключительно талантливыми, но было в характере дочки нечто такое, чему не мог не удивляться сам мудрый и много знающий отец. Дочка была, при всей хрупкости своего сложения, словно из стали выделана, целеустремленная, мужественная, несгибаемая… Недаром Ахматова, старшая подруга Лидии Корнеевны, предмет ее деятельной заботы и обожания, героиня ее интереснейших «Записок…», в некоторые моменты словно побаивалась своей слишком принципиальной и нелицеприятной собеседницы. Но здесь следует сделать одно уточнение. Речь идет вовсе не о «железной женщине», подчиняющей всех своей воле, не о даме - надзирательнице, выговаривающей нерадивым ученикам, а о личности с тонкой душевной организацией, не мыслящей себя без поэзии, для которой культура потребна как воздух, а сочинение стихов - естественное состояние. Стихи Лидии Чуковской временами напоминают ахматовские - те, что составляют строчки «Реквиема». Видимо, простота и крепость этих строк - одной природы у обеих».

2.​ Заслушивание сообщения «Автобиография» Л.К.Чуковской.
(см. материалы сообщения в приложении).
3.​ Комментарии учителя.


О роли творчества Л. Чуковской в нашей культуре очень хорошо, на мой взгляд, сказала Анна Берестецкая: «Это странно, необычно и замечательно, что, вопреки несчастливым традициям нашей культуры, есть люди, которые заботятся о ее наследии, а по большому счету, - о читателях, о литературе. Мне всегда казалось, что любой труд, не только писательский, но составительский, издательский, редакторский, связанный, так или иначе, с литературой, нуждается в отклике. Он одновременно, и благодарность за уже сделанное, и призыв к дальнейшей работе…Глубокое личное горе - гибель мужа, талантливого физика Матвея Петровича Бронштейна, навсегда оборвало счастливую полосу жизни Л.К. Чуковской, и ... сделало ее писателем, так как в русской литературе, а, вернее, в русской жизни именно горе требует осмысления и воплощения в слове. "...Не только мое состояние представлялось мне новым, но действительность и вправду являла собой новизну. И приводила меня в то состояние, ни пребывать в котором, ни выйти из которого без опоры на слово я не могла".

Последние годы Лидия Чуковская жила в Москве, но этот город она так и не полюбила: ей до самой смерти был дорог только Ленинград. Город, где она родилась, училась, где работала в детской редакции под руководством самого Маршака, где встретилась с Матвеем Бронштейном и где его потеряла. В «Прочерке» она признается, что Митя является ей через много десятилетий после разлуки во сне и наяву. Только возвращается он всегда в Ленинград.

4.​ Беседа с классом


Примерные вопросы для беседы:

1.​ Какие моменты из биографии Лидии Корнеевны вам больше всего запомнились?

2.​ Какие черты характера Л. Чуковской показались вам наиболее яркими, больше всего вам импонируют?

3.​ Как характеризует Лидию Корнеевну ее работа в редакции?

4.​ Как судьба писательницы связана с именем А. Ахматовой?

5.​ Каковы ваши впечатления и представления о ней как о женщине, матери и писательнице?

6.​ Анализ повести «Прочерк». Беседа с классом.

Возможные эпиграфы ко второму уроку:


«Хранить верность - это достоинство, познать верность - это честь». 
( Мария фон Эбнер-Эшенбах)

"Память - драгоценное сокровище человека, без нее не может быть ни совести, ни чести, ни работы ума… Память о прошлом - надежный путь настоящему"
(Лидия Чуковская).

Основные положения обучающиеся конспектируют в тетради.
Вехи судьбы повести «Прочерк»:
История создания
Экспозиция урока.


Чтобы подготовить класс к постановке проблемы, необходимо показать, какое значение имела эта повесть для самой Лидии Корнеевны. Это повесть - исповедь, повесть – верность, повесть - спасение, повесть - боль, повесть - воплощение памяти, послание нам Л. К. Чуковской.

7.​ Комментарий учителя


"Прочерк" воссоздает атмосферу безнадежности, бессилия, безысходности, а возвращает читателя к уже забываемой трагедии нашей страны. "Прочерк" - повесть автобиографическая. В ней Л. К. Чуковская позволила себе вспомнить о ее кануне, жизни до 37-го , еще не изувеченную насилием. Эта жизнь- воспоминание помогает читателям узнать Лидию Корнеевну с непривычной стороны. Для понимания творчества Чуковской мало знать ее судьбу - нужно знать грани ее личности, различные ипостаси. 
В этой повести она выступает еще и как правозащитница.

«Матвей Петрович погиб…Меня оставили жить, оставили обдуманно или случайно – не знаю. Тридцать седьмой рвался из меня наружу. Когда я купила толстую школьную тетрадь и взялась за перо, выяснилось, что не менее, чем Митина гибель – да, стыжусь, не менее – потрясла меня собственная доверчивость ко лживости пустопорожних слов, способность обманываться и обманываться до той поры, пока тебе, лично тебе, не пододвинут стул ногою и не ткнут тебя сапогом в лицо. Братья, отцы, сыновья, племянники, тесть или свекровь, товарищи, друзья запытаны, избиты, расстреляны, отправлены умирать на Север – а я? «Можешь не писать – не пиши»,- завещал нам Лев Толстой. Я не писать не могла. Повесилась бы, если бы вольно или невольно не закрепила на бумаге пережитое. Покончила бы с собой, как кончают предатели. Надеялась ли я - тогда, зимою, 39-40-года, схватясь за перо, что мои соотечественники когда-нибудь прочтут и поймут?»

"Где бы я ни жила, а возвращается Митя всегда в Ленинград, и откуда бы я ни глядела, а вижу его всегда в Ленинграде. Его и себя. Только я уже старая, теперешняя, а он воротился прежний".

Она жила только этой памятью. Память о нем не позволяла ей поставить точку и в ее собственной жизни. И гнет вины - за опоздание на вокзал, за неудавшиеся попытки предупредить и спасти - давил и не давал жить дальше.

« Человеческая память, - как считает Елизавета Гуллер в статье «Дорога в Левашово», - подчас не знает милосердия, не дает хоть на мгновение блаженство забвения. Как ни хотелось "мгновенья воздуха", как ни хотелось хоть на минуту перестать видеть лицо Бронштейна в окне вагона... Судьба не была столь милостива к ней. Отголоски затухающей надежды теплились еще очень долго - ведь официального извещения о гибели Бронштейна не было. Но и после получения бумаг из ЗАГСа о смерти Матвея Петровича, после того как сознание должно было смириться с утратой, она продолжала ждать его, видеть его, ощущать его присутствие рядом с собой». 
Еще несколько лет она ждала, как выяснилось позже, уже расстрелянного мужа, надеялась на встречу с ним и хранила верность.

На гранитном памятнике высечены слова: "Матвей Петрович Бронштейн (р. 1906) арестован 6 августа 1937 года, расстрелян 18 февраля 1938 года". 

8. Примерные вопросы для беседы

  • Как вы думаете, какова цель, которую ставит перед собой Л.К. Чуковская в «Прочерке»?


(Рассказать все, что помнит о своем муже М. П. Бронштейне, расстрелянном в далекие годы «ежовщины». «Собственную Митину память и собственную Митину волю и Митино будущее 18 февраля 38-го года убили. Меня и мою память - нет. Крупицами моей памяти под напором воли пытаюсь я заполнить пустоты - прочерки! - казенных справок".).


  • Чем стал для писательницы арест мужа?


(Переходом от жизни к не-жизни. Произведение четко делится на две части: до 37-го и после. Анна Ахматова называла ее «стаканом, закатившимся в щель во время взрыва в посудной лавке»)


  • Что вы узнали о жизни Лидии Чуковской до ареста Матвея Петровича?


(Как они познакомились. Как полюбили друг друга. Об их любви можно говорить много, она никогда не кончалась, по крайней мере, для Лидии Корнеевны.
Уже разведены мосты,
Мы не расстанемся с тобою.
Мы вместе, вместе - я и ты,
Сведенные навек судьбою.
Мосты разъяты над водой,
Как изваяния разлуки.
Над нашей, над твоей судьбой
Нева заламывает руки…
(Рассвет. 1940 - 1979))


  • Стихотворение какого поэта прочитал Матвей Петрович Лидии Чуковской? Какую роль оно сыграло в дальнейших их отношениях?

( Однажды он прочитал ей свое любимое стихотворение Блока
Ты проходишь без улыбки,
Опустившая ресницы,
И во мраке над собором
Золотятся купола.
Как лицо твое похоже
На вечерних Богородиц,
Опускающих ресницы,
Пропадающих во мгле…
Но с тобой идет кудрявый
Кроткий мальчик в белой шапке,
Ты ведешь его за ручку,
Не даешь ему упасть…)

Ирина Чайковская   в статье «Архипелаг Лидии Чуковской» пишет:

«Уж не блоковскую ли Богородицу прозрел Митя в облике увиденной им женщины - в ее серьезных, неулыбчивых чертах, в ее заботах о родившемся ребенке? И не было ли это прозрение трагически вещим - «черный город», бывший когда-то родным, убил его самого, а любимую обрек на муки и скитания, сделал седой и отнял смех. («Вы никогда не смеетесь», - скажет ей поселившийся в их квартире работник органов). Только вместо «мальчика в белой шапке» за руку женщины цеплялась и тем самым не давала упасть - Люша, маленькая разумная Люша, родившаяся в год встречи Лидии Чуковской и Матвея Бронштейна».


  • Что сближало, казалось бы, таких разных людей, как Бронштейн и Чуковская?


(Совместная работа над книгой «Солнечное вещество», которую он писал под руководством Маршака. "Я любила смотреть, как он, с пером в руке, подняв голову над откинутой доской и листом, - думает. Недвижность, застылость - лица, глаз. А, вот он что-то ухватил: да, вот движение зрачков. Значит, приближается движение руки. А-а! Вот уже и рука побежала: "И пальцы просятся к перу, перо к бумаге", и рука едва поспевает угнаться за мыслью".)


  • Что произошло в 37-ом году? Что изменилось в жизни Лидии Корнеевны? Как она сама относится к тому, что происходит?


(Наступило время, в которое, как писала сама Чуковская, когда «опасно было жить». Она пыталась понять, что произошло со страной и людьми. "Одно только непонятно - зачем? С какой целью? Зачем? Зачем, в самом деле, брать человека, заведомо неповинного, и бить его до тех пор, пока он не сознается, что намеревался взорвать Смольный?" В «Прочерке» звучат отчаяние, бессильный крик, вопросы, на которые никто не может дать ответ. Нельзя объяснить людям, зачем их арестовали, зачем, как скот, ведут на убой. Писательница понимает невероятное: дым без огня" – бывает и "врагом народа" может стать каждый. Но это не сломило Лидию Корнеевну. Она не прощает слабости себе и не прощает ее никому. В качестве примера можно привести эпизод, когда женщина, одолжившая ей платок, жалеет палачей.

«- Вот мы их все браним, - говорит моя попутчица, кивая со вздохом налево, - а ведь и их пожалеть надо: работают всю ночь напролет. 
Работают? Кого они там сейчас истязают? Её мужа? Моего?
Я не нахожу ни слов, ни дыхания. Ненависть перехватывает горло. Я сдираю с себя принесенный ею платок, два или три раза хлещу её по плечам, по голове, швыряю платок наземь и пускаюсь бежать, оставив мою благодетельницу ошеломленной. 
Я не знаю, что больше потрясло меня в тридцать седьмом: зверства властей или степень человеческой глупости?").


  • Чем еще запомнился Лидии Чуковской 37-ой год? Что она никогда не сможет забыть?


(Как меняет людей власть.

"Ведь молодой, сильный мужчина, поднимающий руку на заведомо неповинного, молодой мужчина, стулом или рукояткой револьвера избивающий старика или женщину, - ведь это существа извращенные, выпадающие из нормы. Где он был до той поры, пока не сделался профессионалом палачества, чем занимался? Ведь он жил среди нас".)

9.Обобщение материала. Подведение итогов урока



  • Что помогло Л.К. Чуковской преодолеть страх, выстоять, сохранить достоинство и не «сломаться»?


Вот как описывает свое состояние сама Л. К.Чуковская после ареста мужа:

«К более сложному пониманию окружающей действительности мы оказались неподготовленными…Учились, учили других – а сами встретили беду неучами…я не в силах была рассуждать, думать…я была оглушена происшедшим и не готова к случившемуся…в онемении бешенства сидела я на стуле…тогда, в тридцать седьмом, я пребывала в беспамятстве.

Меня одолевала жажда не видеть, не слышать, не знать, не помнить, забыть и забыться любой ценой хоть на час, хоть на минуту – и другая, противоположная, встречная жажда: видеть, понимать, помнить, где бы я ни была, что бы ни делала,- помнить, сознавать, не забывать. И действовать, спасать, бороться…Нельзя сказать, чтобы я была мертвая – нет, живая, но жила я не жизнью, а каким-то подобием жизни…эта «не-жизнь» лишена в моем

теперешнем сознании хронологической последовательности, связи, как в ту пору лишена была осмысленности».

Л. К. Чуковская сумела выйти из этого состояния онемения, не сошла с ума, не потеряла связи с окружающим миром.

Сопротивляться злу ей помогло приобщение к общему горю и способность, поднявшись над горем личным, понять ближнего и сострадать ему.. Лидия Корнеевна Чуковская – человек, осознававший свою неразрывную связь с культурой, традициями русской литературы. Для нее процесс созидания, хранения, сбережения памяти – это один из важных путей спасения через преодоление временного; желание запечатлеть свою боль, разделить ее со всеми, воспринимая свою боль как всечеловеческую.

Не случайно сюжет «Прочерка» и «Реквиема» возвращает нас к библейской истории Марии и Христа, истории верности, преданности, веры, мужества, подвига, истории настоящей любви. Любовь и «отвага мысли» спасли ее и помогли выжить.

Ее произведения – мощнейшее противоядие против иллюзий внешнего мира, против равнодушия и жестокости. Они способны исцелить, дать надежду, освободить от страха, вдохновить на честный поступок любви.

10. Домашнее задание


Написать эссе «Можно ли заполнить «прочерки» в жизни?»

Список использованной литературы:


  • Анна Берестецкая « Не понапрасну служим»
  • Елизавета Гуллер  «Дорога в Левашово»
  • Фёдор Ермошин  «После прочерка»
  • Елена Скульская «Их цель - беззвучие и незримость»
  • Ирина Чайковская  «Архипелаг Лидии Чуковской»
  • Геннадий Горелик  Gloria Mundi. «Лидия Чуковская и Матвей Бронштейн»

Комментариев нет:

Отправить комментарий