среда, 16 июля 2014 г.

Проектная деятельность учащихся при изучении художественных произведений с библейской тематикой

Михайлова Ольга Геннадьевна,
учитель МАОУ гимназии №56
г. Томска
Литература в школе – инструмент нравственного воздействия, средство духовной помощи формирующейся личности. Из этого следует, что в период модернизации системы образования перед учителем встает вопрос об активном внедрении в процесс литературного образования нетрадиционных методов обучения.  

 Проектная деятельность - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на применение и приобретение новых знаний путем самообразования.

Работа над проектом дает возможность обучающимся почувствовать себя приобщенными к жизни общества, повысить интерес к предмету в целом, развить умение самовыражаться и сформировать культуроведческие компетенции.

Как можно организовать уроки литературы исследовательской направленности, как сделать занятия увлекательными и плодотворными?

Твардовский утверждал, что урок литературы «должен быть часами воодушевления, эмоционального подъема, нравственного прозрения». Ведь именно художественная литература оказывает огромное влияние на духовный мир личности, на выбор ею нравственных ориентиров.  

Классическая литература создавалась на древнерусских традициях, а вся древнерусская литература православна, поэтому этой мерой  православного следует измерять сегодня и отечественную классику. Русские писатели изображали жизнь современников, исходя из духовно-нравственных ценностей Православия, мыслили категориями Православия и воплощали свою веру в слове.   

Обращение к богатому наследию христианской культуры – актуальная на сегодняшний день проблема. Библия стала самой популярной книгой и существенно повлияла на развитие мировой литературы. Она переводилась на многие языки, а сюжеты из Святого Писания стали основанием многих произведений.

Изучение Библии начинается с пятого класса. На уроках акцентируется внимание на таких понятиях, как вера, Бог, любовь, сострадание, милосердие, достоинство, благо, верность, смерть, грех, прощение, мудрость, покаяние и другие. Основная задача таких уроков – познакомить детей с содержанием этой Великой книги, развивать способности к творческому мышлению, обучать анализу собственных поступков, соотнося их с общечеловеческими ценностями и идеалами.

В русской классической литературе много произведений, содержащих размышления о Библии, ее мотивы и образы, но связь эта не всегда очевидна и открывается только в пристальном, отзывчивом чтении, внося как бы новое измерение в словесное искусство. Необходимо суметь донести до каждого ученика те библейские ценности, которые отразились в душе и творчестве изучаемых писателей.

В этом случае проектная деятельность приобретает особую актуальность, так как способствует не только получению новой информации, но и помогает юному исследователю понять важность того, что он делает и для чего. Ведь, как утверждал Л.Н. Толстой: «Знание только тогда становится знанием,  когда оно приобретено усилиями своей  мысли, а не памятью».

При изучении произведения важно создать на уроке проблемную ситуацию, которая предполагает выполнение заданий повышенной трудности, что требует от учащихся изучения справочной литературы, научных источников и проведения практического исследования.

В данной работе представлен опыт работы над проектом «Чудо Рождества в литературе XIX века» (на примере произведений Г.Х. Андерсена, Ф.М. Достоевского).

Этот проект был запущен в ходе изучения рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке». Предметом исследования стало описание Чуда Рождества в этом произведении. Обучающимся было предложено проследить, как писатель отражает в материале текста библейскую историю. Класс был разделен на группы, каждая из которых работала по заранее составленному совместно с учителем плану. Анализируя эпизоды, ученики пришли к выводу, что Достоевский действительно взял за основу библейский сюжет. Для этого им пришлось обратиться к дополнительной литературе, предложенной учителем. Одна группа исследователей выяснила, что в литературе XIX века библейские сюжеты не остались в стороне, тема Рождества отражена в святочных рассказах. Согласно традициям, день, когда родился Спаситель человечества, должен сопровождаться из года в год совершением новых чудес, потому что Рождение Христа - главное Чудо мира.

Другая группа изучила особенности святочных рассказов и их историю в русской литературе. Как оказалось, большинство таких произведений начинается с описания несчастий героев. Но сияние Великого Чуда праздника входит в частную жизнь людей. Не всегда оно сверхъестественное, чаще это чудо бытовое, которое воспринимается как счастливая случайность. И в этом автору и героям видится Небесное заступничество. В рождественских (святочных) рассказах среди других героев обязательно должны быть дети. Ведь только ребенок, способен так искренне радоваться подаркам, быть счастливым от одного только вида наряженной елки, так доверчиво ожидать чуда? Недаром Рождественскую ночь именовали ночью младенцев, а Рождество - праздником детей. В конце святочной истории Добро должно победить зло хотя бы на мгновение. Святочный рассказ всегда содержит нравственный урок, притчу, пробуждает надежду и любовь в сердцах читателей.

В процессе исследования прояснилось, что одним из первых писателей XIX, обратившихся к теме Чуда Рождества, был знаменитый сказочник Ганс Христиан Андерсен, который создал «Девочку с серными спичками» (в некоторых переводах «Девочка со спичками»). Возник новый вопрос, кто был первым и в чем сходства и различия произведений? Это и стало основой нового проекта «Чудо Рождества в литературе XIX века» (на примере произведений Г.Х. Андерсена, Ф.М. Достоевского) и продолжением прежнего. Работа над проектом велась во внеурочное время. Необходимо было изучить истории создания рассказов, произвести сравнительный анализ текстов двух произведений, обозначить сходства и различия, сделать выводы. В течение двух недель обучающиеся изучали научную, справочную литературу, список которой был составлен совместно с учителем; проводили исследования, затем наработки корректировались при совместном обсуждении и дополнялись новой информацией, данные заносились в специальную таблицу.
В ходе работы было установлено, что известный русский классик Федор Михайлович Достоевский уже знал сюжет "Девочки с серными спичками". По свидетельству его жены А.Г. Достоевской в апрельском номере журнала "Нива" за 1875 год , который хранился в библиотеке Достоевского, была опубликована статья, посвященная юбилею Г.Х. Андерсена, с трогательными воспоминаниями писателя об умирающем на его руках ребенке. А в августе того же 1875 года умирает сам датский писатель. И в январском номере "Дневника писателя" за 1876 год печатается рассказ Достоевского "Мальчик у Христа на елке". Творческая группа вновь обратилась к текстам уже двух произведений.

Результаты исследования показали, что сюжеты Книги Всех Книг – Библии нашли свое отражение в творчестве двух великих писателей XIX: Г.Х. Андерсена и Ф.М. Достоевского. Произведения Андерсена и Достоевского, «выходя за рамки книжного повествования, соотносятся с жестокой действительностью». Несмотря на разницу в культурах и возрасте, оба писателя продемонстрировали глубокое знание и понимание Библии, ее влияния на современное им общество, сумели отметить необходимость возвращения милосердия и сострадания в очерствевшие сердца взрослых.

Системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков проектно-исследовательской деятельности позволила достичь положительных результатов. Обучающиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, активно участвуют в научно-практических конференциях, в конкурсах исследовательских работ разного уровня, где занимают призовые места.

Использованная литература:
  1. Дунаев М.М. «Православие и русская литература». М., «Христианская литература», 1996
  2. Иванова С. А. Введение во храм слова. М. «Школа – Пресс», 1994.
  3. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.
  4. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: «Сентябрь», 2003.
  5. Организация проектной деятельности в школе: система работы/авт.-сост. С.П.Щербакова и др.– Волгоград: Учитель, 2009.
  6. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (см. приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. № 1089 “Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования”).