"Я
не зарыл своего богом данного таланта
в землю, но и не использовал его в той
мере, в какой мог бы. Я слишком любил
жизнь, и это мешало мне всецело отдаться
искусству".
К.Е.
Маковский
Будущий
художник, Константин Егорович Маковский,
родился 20 июня (2 июля) 1839 года. Его отец,
Егор Иванович, был известным художественным
деятелем Москвы, одним из учредителей
Натурного класса. Творческая атмосфера
окружала будущего художника и его брата
с самого детства. В доме отца постоянно
бывали знаменитые живописцы, преподаватели
училища. Не
удивительно,
что все дети Егора Ивановича: дочь
Александра, сыновья Константин, Николай
и Владимир, воспитанные в духе любви к
искусству, под влиянием отца, эрудита
и энтузиаста, стали художниками. "Тем,
что из меня вышло, я считаю обязанным
себя не академии, не профессорам, а
исключительно моему отцу", - писал на
склоне лет К.Маковский.
В
1861 году Владимир решает начать обучение
в московском Училище живописи и ваяния.
Учился Константин Маковский весьма
успешно, получая многочисленные награды
и призы. Его учителя, Е.С. Сорокин и К.С.
Зарянко, привили ему серьезные навыки
в рисунке, умение точно передавать
материальность предметов. В 1866 году
Маковский окончил училище и был удостоен
большой серебряной медали за картину
«Литературное чтение». Продолжая свое
образование в Академии художеств в
Петербурге, Маковский в 1869 году за
картину «Крестьянские мальчики в ночном
стерегут лошадей», перекликающуюся
по сюжету с рассказом Тургенева «Бежин
луг», получил золотую медаль и звание
художника первой степени.
Своеобразным
продолжением темы можно считать картину
«Игра в бабки» (1870).
Художник
тонко подметил характерные черты своих
маленьких героев, ему, несомненно, удался
и русский сельский пейзаж, но, несомненно,
одной из лучших картин в раннем творчестве
Маковского можно по праву считать
"Народное гулянье во время масленицы
на Адмиралтейской площади в Петербурге"
- подлинная галерея колоритных типов
городских сословий.
За
это произведение Маковский был удостоен
звания профессора АХ, где в тот период
произошли коренные реформы, и бытовая
живопись из гонимой превратилась в
весьма поощряемую.
Следующая
картина молодого художника - «В приемной
у доктора» (1870) -
привлекала внимание современников
типичностью образов, оригинальностью
сюжета, юмором. Русский критик В.В. Стасов
писал «Нынешняя его «Приемная у доктора»
- я надеюсь, все со мной согласятся - одна
из примечательнейших и типичнейших
картинок современной русской школы».
В
1863 году вместе с тринадцатью другими
выпускниками Академии - претендентами
на большую золотую медаль К.Маковский
отказался писать картину на предложенный
сюжет из скандинавской мифологии и
покинул Академию, так и не выйдя на
дипломную программу. Однако в том же
году стал активным членом знаменитой
петербургской Артели художников,
возглавляемой Иваном Николаевичем
Крамским.
В
1872-1873 годах художник пишет картину
«Любители соловьев», за которую был
награжден 1-й премией Общества поощрения
художеств и был удостоен звания академика.
Вырабатывая
свой собственный изящный и эффектный
стиль, К.Маковский стал постепенно
отходить от коллективных форм
художественной жизни, превращаясь в
"маэстро" с определенным кругом
излюбленных тем, жанров и приемов
живописи. Еще в ранние годы художник
писал портреты на заказ, а вскоре
превратился в модного портретиста.
Прозрачная
подвижная фактура, красочность и внимание
к красивому антуражу стали главными
причинами небывалого успеха живописи
Маковского. Сам художник так, слегка
иронично, вспоминал об этой стороне
своей деятельности: "Лучшие красавицы
наперебой позировали мне... Я зарабатывал
громадные деньги, жил с царственной
роскошью и успел написать несметное
количество картин, декоративных панно,
портретов, этюдов и акварелей". Но
окончательно то своеобразное явление,
которое можно назвать "феноменом
Константина Маковского", сформировалось
только в 80-е годы, когда художник отошел
от передвижников и стал устраивать
персональные выставки своих произведений.
В 1883 году он показал, таким образом,
картину "Боярский свадебный пир в
XVII столетии", которая
была вскоре куплена в Америку. Это работа
скорее интересна с этнографической
точки зрения: художник тщательно
выписывает костюмы персонажей, аксессуары,
детали бытового окружения.
"Смерть
Ивана Грозного" (1888), "Одевание
невесты к венцу" (1890), "Поцелуйный
обряд" (1895, ГРМ). Благодаря обилию
бытовых подробностей, антикварной
красоте антуража, "благородным"
цветам, приведенным в единство общим
золотистым тоном, эти произведения
пользовались неизменным успехом, как
в России, так и на международных выставках.
Иностранные
коллекционеры охотно покупали экзотические
"боярские жанры", поэтому большинство
подобных работ художника ушло из России.
Несомненно,
можно сказать, что восьмидесятые - начало
девяностых годов - период расцвета
творчества художника. В эти годы
появляются на свет великолепные
произведения, как «Крах банка» (1881),
«Оправданная» (1882), «Свидание» (1883), «На
бульваре» (1886-1887), «Ночлежный дом» (1889).
В
поздних работах Маковский часто пишет
на малозначительные темы, при этом
проявляет себя великолепным рассказчиком
и тонким знатоком человеческой психологии
«Школьные товарищи» (1909), «Последняя
ступень» (1911), «Приживалка» (1912), «Ожидание
аудиенции» (1904), «На солнышке» (1885-1914).
Комментариев нет:
Отправить комментарий