воскресенье, 19 мая 2013 г.

Святые жены-мироносицы


Сегодня – третья  пасхальная "неделя" (воскресенье), которая в православном календаре озаглавлена как "Неделя Жен-Мироносиц" (т. е. "Неделя женщин, несущих миро"). 
Мироносицы - это простые женщины, которые часто сопровождали Иисуса Христа и Его учеников в миссионерских путешествиях, принимали их у себя, стараясь помочь всем тем, чем может помочь заботливая хозяйка и мать. 
Стоя у Лобного места и глядя на страшные мучения Распятого, жены-мироносицы утешали несчастную Мать, а затем проводили скромную погребальную процессию до пещеры. Как и все, они были вынуждены соблюдать праздничный субботний покой и не могли дождаться, когда же можно будет воздать Сыну их убитой горем подруги последний долг любви – помазать Его истерзанное тело благовонными и бальзамирующими веществами (миром), довершив тем самым дело спешного погребения накануне еврейской Пасхи. С этими благовониями они и отправились в предутренней мгле ко Гробу, еще не зная, что их ожидает там великая награда – первыми услышать от ангелов о Воскресении Спасителя и возвестить эту неимоверную радость апостолам. Это – награда за любовь и верность, выше которых нет ничего на свете. Неудивительно, что день Жен-Мироносиц часто называют и праздником Женщины-Христианки.




Туман и заря над землёй полусонной
По склонам три женщины шли.
И с маслом янтарным кувшин благовонный
Ко гробу Господню несли.
Улыбкой светлеют суровые дали,
Колючие травы в росе,
И светы небес на земле засверкали
В изгибной речной полосе.
Ты первою шла и молитву шептала.
В душе твоей страх и мечта.
Заря разгоралась, заря обещала:
"Сегодня увидишь Христа!"
"Сквозь росные слёзы, в туманах зари я
Провижу день светлых чудес".
Кремнистой тропою идёшь ты, Мария,
Колючие травы и скалы нагие
Проснулись и шепчут: " Воскрес!"
Поликсена Соловьева




Этот праздник издревле чтился на Руси особо. Родовитые барыни, богатые купчихи, бедные крестьянки вели строго благочестивую жизнь и жили в вере. Основная черта русской праведности – особое, чисто русского склада, целомудрие христианского брака как великого Таинства. Единственная жена единственного мужа – вот жизненный идеал Православной Руси. Другая черта древнерусской праведности – особый "чин" вдовства. Русские княгини второй раз замуж не выходили (хотя Церковь второй брак не запрещала). Многие вдовы постригались и уходили в монастырь после погребения мужа.



Святая  княгиня Елизавета.  

 

Немецкая принцесса    по происхождению она стала супругой дяди Российского императора Николая II - последнего русского царя. Занимала высокое положение в  свете,  при  царском  дворе восхищала  всех  своей  красотой  и незаурядным умом. С детства Елизавета хотела помогать бедным и страждущим.   После  того,  как  революционеры  убили   ее  мужа, княгиня   решила   оставить   светские   приемы   и   развлечения   и посвятить свою жизнь делам милосердия.
Княгиня  Елизавета  продала  свои  драгоценности   и  предметы искусства и на вырученные деньги основала Марфо - Мариинскую обитель. Сестры обители оказывали бесплатную помощь бедным и больным как на дому, так и в больнице, которая была создана при обители. Больница вплотную примыкала к храму, когда там шла служба двери в палаты отворялись, и больные могли молиться и слушать церковное пение.


Княгиней была организована бесплатная аптека и поликлиника, а также дом для женщин больных туберкулезом, преимущественно безнадежных, которых уже никакие больницы не брали. Для безработных девушек были куплены швейные машинки, чтобы они могли шить на дому и этим спасаться от бедности, так же был создан приют для бездомных девочек.
Существовал в Москве, страшный притон - Хитров рынок, где среди лачуг, ужасной грязи и нищеты прятались воры, убийцы, те которым некуда было пойти и бездомные дети. Именно сюда стала часто   наведываться   великая   княгиня   Елизавета   и   ее   сестры милосердия.
Княгиня была одарена не только редкой красотой, столько же прекрасной душой, чуткой к чужим страданиям, а милосердие – готовность помочь, утешить поддержать – страждущих было смыслом её жизни.


Царица Александра Фёдоровна. 


При жизни Александра Федоровна всегда отличалась высоким личным благочестием.  Императрица много сил и времени посвятила делам милосердия. Она руководила Попечительством о Домах Трудолюбия и Работных Домах, Всероссийским  Попечительством по охране материнства и младенчества. По инициативе и при содействии императрицы Александры Фёдоровны в 1906 г. был освящен Дом призрения увечных воинов.
Она деятельно покровительствовала Женскому  Патриотическому обществу, Братству во имя Царицы Небесной, при котором существовал приют для 120 детей-инвалидов, Обществу Трудовая помощь и другим. Будучи искусной рукодельницей, она любила делать пожертвования  в храмы от своих рук. В церкви св. Марии Магдалины в Дармштадте сохранились вышитые ею иконы. Известно ли, что с началом войны 1914 г. она окончила курсы медсестер и организовала в Царском Селе, Павловске, Петергофе, Луге, Саблине и др. местах эвакуационный пункт, в который входило 85 лазаретов. Они обслуживали 20 санитарных поездов.
 Вся сравнительно недолгая жизнь этой необыкновенно трудолюбивой женщины прошла в трудах. Много сил и времени было посвящено семье. Царица воспитала чистых и целомудренных детей. Атмосфера в семье была проникнута духом христианской любви. Она писала: «Долгом в семье является бескорыстная любовь. Каждый должен забыть свое «я», посвятив себя другому. Каждый должен винить себя, а не другого, когда что-нибудь не так. Дом – это место тепла и нежности. Говорить в доме надо с любовью». Она несла тяжелый материнский крест – болезнь наследника. Дошедшие до нас свидетельства говорят о большой ее любви и жертвенности.







Комментариев нет:

Отправить комментарий