вторник, 2 июля 2013 г.

Духовно-нравственное воспитание в курсе "Духовная культура Отечества"


Н.В. Беккер, учитель МАОУ гимназия №56, г. Томск

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В КУРСЕ
«ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ОТЕЧЕСТВА»

Вступает в силу новый Закон «Об образовании», который определяет воспитание как деятельность, направленную на создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и человека [1]. Духовно-нравственная основа личности закладывается в семье и школе. Именно в семейной и образовательной среде формируетсямировоззрение человека, нравственное и эстетическое сознание. Поэтому в школе должны присутствовать учебные дисциплины, программа которых и учебные материалы будут формировать личность человека и гражданина, любящего свою Родину, знающего и ценящего ее культуру и историю [2]. Именно таким курсом, ориентированным на углубленное знакомство обучающихся с православной христианской культурой как неотъемлемой частью российской исторической и культурной традиции, является «Духовная культура Отечества». Наблюдения показывают процесс деградации общества, когда оно утрачивает свои традиции. Напротив, знание своих исторических и культурных корней воспитывают в человеке гордость своей страной, патриотизм, чувство ответственности, долга перед государствоми семьей. Одним из центральных понятий курса являются такие понятия, как «родная земля», «Отечество» «родная страна», «родной язык», «народ». И это не случайно, потому что любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к самым близким людям — отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет. Ясно это  прослеживается в пословицах и поговорках. «Глупа та птица, которой гнездо своё не мило», «Где кто родился, там и пригодился», «На чужой стороне и весна не красна. Наша весна красным красна». Понятие «святыня» также является одним из основных понятий курса «Духовная культура Отечества». В процессе обучения у детей формируется представление о духовных сокровищах Русской земли. Все, что обращается к высшему в человеке, к образу Божьему в его душе, должно быть обязательно сопряжено с чувством благоговения. Благоговение в рамках воспитания формируется при сопричастности или переживании той или иной реальности как святыни. Высшей Святыней является Сам Господь. Святыней является и сама Церковь, иконы и другие священные предметы. Святынями, безусловно сопряженными с вышеназванными, являются «мать», «отец», «хлеб», «Родина», «мой город», «мой дом».
Курс «Духовная культура Отечества» составляет предметно-воспитательное единство с такими предметами, как русский язык, литературное чтение и, таким образом, координируется с общими задачами школьного образования, ориентированными на развитие духовных ценностей.
В основе организации учебной деятельности в рамках урока по программе «Духовная культура Отечества» лежит образовательная технология сократического диалога. Данная технология предполагает задавание наводящих вопросов для работы мышления, концентрации внимания, осознавания происходящей дискуссии и своей роли в ней. Теоретические знания, полученные на уроке, становятся базой для проведения исследований, наблюдений, умения обобщать их результаты, поэтому в курсе «Духовная культура Отечества» используется и такая форма работы, как образовательный проект. Проектная деятельность позволяет учащимся соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать творческие возможности.
Современность ставит перед нами очень важные и значимые задачи, одной и которых является восстановить историческую память, нравственные ориентиры, ценности культуры. Начало нового тысячелетия в России связано с возвращением духовно – нравственных ориентиров в политику государства и осознанием того, что возрождение страны, решение экономических и социальных проблем неразрывно связано с воспитанием человека высокой культуры.
Духовно – нравственное воспитание, восходящее к православному наследию, обеспечивает условия для становления человека, готового в любых областях деятельности следовать нравственному закону, стремящегося улучшить мир, природу, себя.

Список литературы
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012
г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-
нравственного развития и воспитания личности гражданина России. –
Москва «Просвещение», 2009.

Комментариев нет:

Отправить комментарий