воскресенье, 14 июля 2013 г.

Решаем компетентностные задачи. Наша Родина - Россия

Беккер Н. В.
Михайлова О. Г.

НАША РОДИНА – РОССИЯ

Общая характеристика задачи

НАША РОДИНА – РОССИЯ

Общая характеристика задачи

Элемент содержания, который изучается с помощью данного задания: традиции, как ценности и идеалы, передаваемые от одного поколения к другому.
Задача построена на основе текста учебника. В процессе решения задачи учащиеся осуществляют следующие виды деятельности: поиск информации в разных частях текста; обобщение на основе широкого контекста; перевод информации из одной формы в другую; создание собственного текста на основе представленного материала.
С точки зрения восполнения образовательных дефицитов эта задача направлена на проверку таких умений, как:
  • обосновывать утверждения, пользуясь информацией, представленной в разных частях текста;
  • работать с избыточным объёмом информации;
  • представлять информацию в табличном виде;
  • создавать собственный текст.

Текст задачи

Прочитайте текст и ответьте на предложенные вопросы. При необходимости используйте справочные материалы.

Не всё в своей жизни человек может выбрать сам. Я не могу выбрать своих родителей. Я не могу выбрать язык, на котором мама пела мне колыбельные песни. Я не могу выбрать Родину.
Сначала я появляюсь на свет. Потом я узнаю, что моя Родина зовется Россия. Что она – самая большая страна в мире. Что Россия – страна с древней историей.
С первых дней моей жизни меня окружают родные люди. Постепенно их круг расширяется. Родственники, друзья, соседи… И однажды ко мне приходит понимание, что кроме моего дома, моего двора, моей улицы, моего района, моего города, есть еще Моя Страна.
Это миллионы людей, которые лично не знакомы со мной. Но в нашей жизни есть много общего. И мы все в чем-то зависим друг от друга.
Пятьдесят лет назад над землей взлетел один никому тогда неизвестный летчик. Но весть о его полете наполнила радостью всю нашу страну. И теперь мы с гордостью говорим: мы – соотечественники Юрия Гагарина, первого в мире космонавта.
Мы переживаем победы России как свои победы. И беды России для нас тоже не чужие.
Что же нас объединяет? Единая Родина. Это общая земля. Общая история. Общие законы. Общий язык. Но важнее всего – общие ценности, духовные традиции. Человек остается человеком, пока он ценит и бескорыстно заботится о близком ему человеке, других людях, об интересах народа и Отечества.
И Родину, и ценности ты получаешь в дар от предшествующих поколений. Ценности живут в духовных традициях. Вне традиций они погибают, словно растение, которое выдернули из почвы. Источник ценностей понимается по-разному.
Верующие убеждены, что ценности люди получают от Бога. Бог дает людям нравственный закон - знание о правильной жизни, о том, как избежать зла, страха и болезней и даже смерти, не причинять вред другим, жить в любви, гармонии и согласии с людьми и окружающим миром.
Люди, которые не придерживаются определенной религии, считают, что ценности – это самые важные знания о жизни, которые младшие получают от старших, а те – от еще более старших и опытных поколений. Такая передача ценностей, или традиция, происходит в семье. Вспомни, родители часто говорят тебе о том, что следует одеваться по погоде, соблюдать правила гигиены, избегать опасных ситуаций. Почему? Потому что, если ты не будешь соблюдать эти простые правила, то может возникнуть угроза для твоего здоровья. Так происходит не только в семье, но и в обществе. Ценности – это простые правила общественного поведения. Они предостерегают нас от таких отношений с людьми, которые могут причинить боль и страдания. Подобно родителям, старшие поколения заботятся о младших и передают им свой духовный опыт, полученный ими, в свою очередь, от предыдущих поколений.
Откуда бы ни происходили ценности, все люди убеждены в их исключительной важности для жизни. Без ценностей жизнь человека обесценивается, теряет смысл.
Главная ценность России – люди, их жизнь, труд, культура. Важнейшие ценности человека – семья, Отечество, Бог, вера, любовь, свобода, справедливость, милосердие, честь, достоинство, образование и труд, красота, гармония.
Чтобы открыть для себя эти и другие ценности, надо войти в определенную духовную традицию. Духовные традиции позволяют человеку различать добро и зло, хорошее и плохое, полезное и вредное. Духовным можно назвать человека, который следует этим традициям: любит свою Родину, свой народ, родителей, бережно относится к природе, добросовестно учится или работает, уважает традиции других народов. Духовного человека отличает честность, доброта, любознательность, трудолюбие и другие качества. Жизнь такого человека наполнена смыслом и имеет значение не только для него самого, но и для других людей. Если человек не следует этим традициям, то ему приходится учиться на своих ошибках.
Наше Отечество богато своими духовными традициями. Россия стала такой большой и сильной именно потому, что она никогда не запрещала людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что ее граждане принадлежат к разным народам и религиям.
Ты выбрал для изучения одну из величайших духовных традиций России. Другие ребята, чьим семьям ближе другие религиозные или светские традиции, существующие в нашем Отечестве, будут знакомиться со своей культурой. Жизнь России и каждого из ее граждан основана на многообразии и единстве великих духовных традиций. Внимательно изучай традицию своей семьи. Не забывай делиться полученными ценностями с другими людьми – чем больше отдаешь, тем больше получаешь. Помни, что у разных людей могут быть разные святыни и надо быть осторожным, чтобы не обидеть другого человека. Святыни другого человека могут в начале казаться для тебя непонятными, но топтать их нельзя. Эти ценности ты откроешь для себя в будущем


ЗАДАНИЕ 1.

Подчеркните в тексте признаки понятия «ценности».

ЗАДАНИЕ 2

К физическому или душевному труду ты отнесёшь следующие ситуации:
А. Мама спит, она устала…
Ну, и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
Я уселась и сижу.


Б. Разметила Таня шнурком и колышками вскопанную землю и посадила рядками смородиновые черенки.


В. Жил-был молодец:
В своей деревне
Не видал веселья,
На чужбину вышел – заплакал.



ЗАДАНИЕ 3

Подготовь небольшой текст (до 60 слов) о традициях, принятых в твоей семье.


КЛЮЧ К ОЦЕНКЕ ОТВЕТОВ

За каждое выполненное задание ученик может получить оценку:
0 баллов – задание не выполнено или выполнено неверно.
1 балл – каждое учебное действие выполнено верно.
2 балла – если задание выполнено творчески, найден нетрадиционный способ решения.

Так, дополнительный балл может быть выставлен за задание 5 при условии литературных достоинств созданного текста, его оригинальности по форме или использовании особенно весомых, по мнению эксперта, аргументов.
Общая оценка выполнения задачи определяется путем суммирования баллов, набранных учеником за каждое задание. Эта сумма составляет так называемые "сырые баллы", которые затем могут быть переведены в традиционную отметку.


ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ


  1. Ответ содержится в следующих предложениях текста:

Ценности – это простые правила общественного поведения. Они предостерегают нас от таких отношений с людьми, которые могут причинить боль и страдания. Подобно родителям, старшие поколения заботятся о младших и передают им свой духовный опыт, полученный ими, в свою очередь, от предыдущих поколений.

2. А. Душевный труд.
Б. Физический труд.
В. Душевный труд.

3. Задание является открытым. Его проверка предполагает экспертную оценку.
Обязательными условиями успешного выполнения задания являются выполнение двух условий: уложиться в указанный объем (до 60 слов) и необходимости знать, что такое что такое традиции. Верными или неверными являются приведенные аргументы на данном этапе определяет учитель – эксперт.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


  1. Возможна самостоятельная работа учащихся с текстом задачи, а также использование ее как проверочной по теме «Моя Родина - Россия».
  2. Задание в качестве обучающего позволяет рассмотреть такие вопросы, как ценности, источник ценностей, традиции.

Задание 1 направлено на поиск точной информации в тексте, выделение признаков понятия «ценности».
При выполнении задания 3 учащиеся выполняют сложное действие: они соотносят описанную ситуацию с предлагаемыми ситуациями. Сложность может вызвать ситуация В.
Задание 4 достаточно сложно для четвероклассников, так как оно предполагает авторскую работу по созданию текста, отвечающего заданным формальным признакам:
  • объем,
  • содержание.
Задание может быть выполнено на отдельном листе бумаги - как в классе, так и дома.


Комментариев нет:

Отправить комментарий