Иконописец Петр ищет уединения
Будущий митрополит Петр родился на Волыни (Западная Украина). Совсем еще мальчиком, в 12 лет, ушел в монастырь и со временем стал священником.
Священник Петр обладал даром художника и был прекрасным иконописцем, однако больше всего стремился к уединенной жизни. Он попросил разрешения поселиться в одиночестве и нашел себе «пустынь» (то есть место, где не было людей) на Волыни, в лесу у реки Рати.
Но прожить в одиночестве священнику Петру не дали. Прослышав о благочестивом подвижнике: к нему стали приходить другие монахи. И на месте «пустыни» вырос целый монастырь, в котором отец Петр стал настоятелем.
В 1301 году на Волынь приехал тогдашний митрополит Киевский и всея Руси Максим. Священник Петр со своей братией подошел к нему под благословение и подарил митрополиту икону Божией Матери, которую написал сам. Предполагается, что эта икона сохранилась до сих пор и находится в Успенском соборе Московского Кремля. По имени автора она называется «Петровская», апразднование в ее честь совершается сегодня, 6 сентября, в день перенесения мощей ее создателя.
Церковь-вдова, или кому быть митрополитом
Митрополит Максим перевел митрополичью кафедру из Киева во Владимир, который тогда был столицей. В 1305 году он умер и был похоронен во владимирском Успенском соборе. Его мощи находятся там и сейчас.
После смерти Максима в течение трех лет на Руси не была митрополита. Русская Церковь «овдовела».
Ситуацией решили воспользоваться два великих князя - тверской и волынско-галицкий.
Великий князь Михаил Тверской считал примерно так: раз митрополит Максим был во Владимире, здесь умер, здесь похоронен, то и следующий митрополит должен быть из владимирского священства. Таковым себя уже мыслил игумен Геронтий.
Великий князь Волынско-Галицкий Юрий полагал, что именно Волынско-Галицкая епархия достойна быть самостоятельной митрополией.
Но решать такие вопросы самостоятельно на Руси не могли: в те времена Русская Церковь входила в состав Греческой. Кто будет митрополитом, решали в Константинополе.
Поэтому почти одновременно в Константинополь отправился игумен Геронтий от Владимирского княжества и священник Петр от Волынско-Галицкого. При этом Геронтий взял с собой написанную священником Петром и подаренную покойному митрополиту Максиму икону Божией Матери.
Первым в Константинополь прибыл священник Петр. Патриарх Афанасий нашел священника Петра достойным для возведения на кафедру митрополита Киевского и всея Руси.
Когда прибыл игумен Геронтий. Патриарх Афанасий побеседовал и с ним, но решения не изменил. Так священник Петр стал митрополитом. У игумена Геронтия забрали все, что должно было принадлежать митрополиту, в том числе и написанную священником Петром «Петровскую» икону. Митрополит Петр отправился в Киев.
В Киеве митрополит Петр прожил только год и переехал во Владимир. Переезд объяснялся тем, что Киев находился на крайнем Западе Руси и часто подвергался нападениям иностранцев. Именно из-за этого митрополит Максим перенес кафедру во Владимир.
В столице митрополита Петра встретили недружественно. Михаил Тверской еще помнил, что митрополитом был назначен не владимирский игумен. Заручившись поддержкой Владимирского епископа Андрея, князь стал подавать на митрополита Петра жалобы в Константинополь.
Начатое Константинополем расследование показало, что жалобы - клевета. К неудовольствию Михаила Тверского, Петр остался митрополитом.
Москва встречает Петра
Митрополит Петр понимал, что раздражает князя Михаила Тверского, поэтому подолгу во Владимире не задерживался и разъезжал по епархиям. Бывал и в Московской.
В то время будущая столица ограничивалась пределами нынешнего Кремля. Обычно митрополит Петр останавливался не в Кремле, а на Крутицком подворье - в те времена это было далеко за пределами города.
Во время пребывания Петра в Москве князь Иван Калита часто общался с ним и стал почитать его как духовного наставника. Специально для Петра он построил в Кремле подворье, чтобы митрополит мог жить в Москве недалеко от князя.
К чему приводит любовь к уединению
Митрополит Перт, как и в юности, искал уединения. В Кремле - центре политической жизни Москвы - молиться уединенно было практически невозможно. Поэтому он выбрал для жизни другое место и основал там небольшой монастырь - нынешний Высоко - Петровский.
Сейчас напротив монастыря - Музей современного искусства, на Петровке - офисы и магазины, через дорогу от монастыря - бульварное кольцо... А тогда здесь был глухой лес - самая настоящая «пустынь». Рядом протекала река Неглинная. Может быть, местность напоминала Петру родную Волынь.
Первый монастырский храм был освящен в честь небесного покровителя митрополита - апостола Петра. Но поскольку апостол Петр вспоминается вместе с апостолом Павлом, храм был назван во имя апостолов Петра и Павла. Сейчас это – самый древний и самый небольшой по размеру храм Высоко-Петровской обители.
Зачем Москве Успенский собор?
Хотя Петр оставался митрополитом Киевским и всея Руси, дольше всего он пребывал в Москве. Это было естественно: Владимирский князь строил против Петра козни, а московский принимал гостеприимно и радушно.
У Петра возникла идея перенести митрополичью кафедру в Москву.
Правящим князем в Москве был Юрий Данилович, старший брат Ивана Калиты. Он соперничал с Михаилом Тверским, так как считал, что по своей родовитости великим князем (правителем всех русских земель) должен быть он, а не Михаил Тверской. Однако Русь была под татарским игом, именно татарский хан решал, кому быть «великим».
Юрий Данилович часто уезжал из Москвы в ставку татарского хана и возил ему подарки. С 1315 по 1317 годах он жил в ставке, женился на сестре хана, Кончаковне, которая была крещена под именем Агафьи. Во время этих отъездов Москвой правил Иван Калита.
В 1325 году Юрий Данилович был убит в ставке хана. Иван Данилович стал правящим князем и предложил митрополиту Петру официально перевести митрополичью кафедру в Москву. При этом митрополия по-прежнему называлась бы Киевской и всея Руси.
Когда столица была в Киеве, кафедральным был киевский Успенский собор. После перевода кафедры во Владимир кафедральным стал Успенский собор во Владимире. В Москве Успенского собора не было, его предстояло построить.
Митрополит Петр просил Ивана Калиту о построении храма в честь иконы Успения Божией Матери и сказал ему:
- Если послушаешь меня, сын мой, то и сам прославишься с родом твоим паче иных князей, и град твой будет славен пред всеми градами русскими, и святители поживут в нем, и взыдут руки его на плещи врагов его и прославится Бог в нем.
Поскольку митрополиту Петру тогда было уже около 70 лет, Иван Калита решил срочно строить Успенский собор и, если митрополит умрет, похоронить его здесь, в Москве, и тем самым утвердить постоянство пребывания митрополитов в Москве.
4 августа 1326 года митрополиту Петру было видение, что он скоро умрет, тогда он собственными руками еще в строящемся соборе, в алтаре, выложил себе каменный гроб.
- За то, что сын мой упокоил меня в старости, воздаст ему Господь сторицею в мире сем и дарует ему живот вечный, и не оскудеют от семени его обладающие местом его, и память его прославится, - сказал митрополит об Иване Калите незадолго до смерти тысяцкому Протасию Вельяминову, потому что князя не было тогда в Москве.
В 1326 году, 21 декабря (по старому стилю) святитель умер и был похоронен в приготовленном им самим месте. У места его захоронения происходили чудеса - исцеления. Многочисленные свидетельства стали основанием для того, чтобы в 1327 году по ходатайству князя Ивана Калиты митрополит Петр был причислен к лику святых через несколько месяцев после своей кончины. В Церкви нет ни одного святого, который бы был канонизирован так быстро - год спустя после упокоения.
Так Петр оказался первым московским митрополитом и первым московским святым.
В 1474 году своды Успенского собора обрушились, мощи святителя Петра были найдены под обломками и перенесены в церковь святого Иоанна Лествичника - теперь она служит основанием колокольни Авана Великого. В 1479 году собор был вновь отстроен под руководством зодчего Аристотеля Фиораванти, и святые мощи митрополита Петра торжественно были перенесены в него 24 августа по старому стилю (6 сентября по новому), где пребывают и сейчас. Событие перенесения мощей мы и вспоминаем сегодня.
Комментариев нет:
Отправить комментарий