понедельник, 5 августа 2013 г.

Урок в 4 классе на тему «Золотой век» русской культуры. А. С. Пушкин»

Пашкова Любовь Константиновна, учитель высшей квалификационной категории. Отличник народного просвещения РФ Лауреат премии губернатора в области образования и науки, Лауреат премии г.Томска в сфере образования и науки 2008. Победитель Всероссийского конкурса проектов «За нравственный подвиг учителя»


Тема урока: Творчество А. С. Пушкина

Задачи урока:
Образовательные: Формировать понятие «виды искусства». Систематизировать и расширить знания о творчестве представителей «золотого века» русской культуры. Продолжить знакомство с творчеством А. С. Пушкина.

Развивающие: Развивать интерес к искусству,  познавательные процессы, навыки компьютерной грамотности.

Воспитательная: Воспитывать бережное отношение к природе.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Место урока в учебном плане: 1 урок по теме «Искусство России XIX века».
Методы: Частично-поисковые, объяснительно-иллюстративные.

Формы организации: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование:
Проектор;

План урока:
1. Организационный момент – 2 мин.
2. Подготовка обучающихся к усвоению новых знаний – 3 мин.
3. Усвоение новых знаний – 23мин.
Физкультминутка. 3 мин.
4. Закрепление новых знаний – 3 мин.
5. Подведение итогов урока – 3 мин.
6. Домашнее задание. - 5 мин.

Ход урока.
Организационный момент – 2 мин.

Подготовка к усвоению нового материала – 3 мин.
На экране проектора появляются фамилии представителей русского искусства XIX века.


– Сегодня мы будем говорить об искусстве России XIX века.
       Прочитайте фамилии людей, которые вы видите на слайде.
       Известны ли вам эти фамилии?
       Что объединяет эти фамилии?

- Эти люди прославили нашу Россию.
- Подумайте, к каким областям   искусства можно отнести эти фамилии?
- Давайте проверим наши предположения.

На экране проектора по щелчку появляются соответствующие надписи

- А сейчас совершим небольшую виртуальную экскурсию.

На экране проектора появляются изображения представителей литературы, музыки и живописи.


- XIX век называют «золотым веком» русской культуры.
  Как вы думаете, почему?

- Этот век дал России столько великих людей, что даже перечислить их невозможно.
 А чтобы поговорить о каждом, нужно много времени.
Культура России преуспела во многом:  в литературе и в музыке, в архитектуре и в живописи.
Мы же поговорим о литературе и поговорим о великом русском поэте – А. С. Пушкине.

Усвоение новых знаний – 18 мин.


На экране проектора слайд с портретом А. С. Пушкина.

- Что вам известно об А. С. Пушкине?

- Этого поэта  называют «солнцем русской поэзии». Не случайно Василий Андреевич Жуковский подарил Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побеждённого учителя». Жуковский с радостью уступил первое место в русской литературе Пушкину.


На экране проектора названия стихов и отрывков из поэмы «Евгений Онегин»

- Может быть, кто-то желает прочитать стихотворение или отрывок.

На экране проектора иллюстрация к сказкам А. С. Пушкина


- «У лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том…» Кто не знает этих пушкинских строк. Так начинается поэма Александра Пушкина «Руслан и Людмила». Это было первое большое произведение поэта. Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком. Таким же языком написаны и его сказки
Для кого же писал А. С. Пушкин свои сказки?

-  Специально для детей Пушкин сказок не сочинял, но все его сказки стали любимы и детьми.

На экране проектора иллюстрации к сказкам Пушкина

- Знакомы ли вам эти сказки?

- Раз вы хорошо знаете сказки Пушкина, ответьте на мои вопросы.

1. Сколько лет жил старик со своей старухой в сказке «О рыбаке и рыбке»? (30 лет и три года)

2. О ком написан этот отрывок?

Что и жизнь в такой тревоге?
Вот он с просьбой о подмоге
Обратился к мудрецу,
Звездочёту и скопцу.

(О царе Дадоне. «Сказка о золотом петушке»)


3. Кого испугался герой сказки Пушкина?

Испугался бесёнок и к деду
Рассказывать про такую победу.
Черти стали в кружок,
Делать нечего – собрали полный оброк…»

(Балду. «Сказка о попе и о работнике его Балде»)

4. Кто и из какой сказки говорит такие слова?

Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»

(Царица из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»)

5. К кому обращался королевич Елисей в поисках своей невесты в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»?

(К солнцу, месяцу и ветру)

6. Послушайте отрывок из сказки:

В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуга огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.

О ком идёт речь? (о старухе из сказки «Сказка о рыбаке и рыбке»)

7. Кем хотела стать старуха? (столбовою дворянкой, вольной царицею, владычицей морскою)

8. Вы хорошо помните «Сказку о царе Салтане…» По жестокой несправедливости царицу и её сына посадили в бочку и бросили с море. Как освободились из плена царица и её сын?

(Сын на ножки поднялся,
В дно головкой уперся,
Понатужился немножко:
«Как бы здесь на двор окошко
Нам проделать?» - молвил он,
Вышиб дно и вышел вон.

На экране проектора слова С. Маршака


- Сказки Пушкину рассказывала его няня Арина Родионовна. И рассказаны были эти сказки простым, понятным, народным языком.
Давайте определим, что общего в сказках Пушкина и в народных сказках?

Подведение итогов урока – 3 мин.
У. Что нового и интересного узнали на уроке?
(Ответы детей.)

Домашнее задание. - 5 мин.
У. – Спасибо за урок.










Комментариев нет:

Отправить комментарий