Пашкова Любовь Константиновна, учитель высшей квалификационной категории. Отличник народного просвещения РФ Лауреат премии губернатора в области образования и науки, Лауреат премии г.Томска в сфере образования и науки 2008. Победитель Всероссийского конкурса проектов «За нравственный подвиг учителя»
Тема урока: Творчество А. С. Пушкина
Задачи урока:
Образовательные: Формировать понятие «виды искусства». Систематизировать и расширить знания о творчестве представителей «золотого века» русской культуры. Продолжить знакомство с творчеством А. С. Пушкина.
Развивающие: Развивать интерес к искусству, познавательные процессы, навыки компьютерной грамотности.
Воспитательная: Воспитывать бережное отношение к природе.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Место урока в учебном плане: 1 урок по теме «Искусство России XIX века».
Методы: Частично-поисковые, объяснительно-иллюстративные.
Формы организации: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Оборудование:
Проектор;
План урока:
1. Организационный момент – 2 мин.
2. Подготовка обучающихся к усвоению новых знаний – 3 мин.
3. Усвоение новых знаний – 23мин.
Физкультминутка. 3 мин.
4. Закрепление новых знаний – 3 мин.
5. Подведение итогов урока – 3 мин.
6. Домашнее задание. - 5 мин.
Ход урока.
Организационный момент – 2 мин.
Подготовка к усвоению нового материала – 3 мин.
На экране проектора появляются фамилии представителей русского искусства XIX века.
– Сегодня мы будем говорить об искусстве России XIX века.
Прочитайте фамилии людей, которые вы видите на слайде.
Известны ли вам эти фамилии?
Что объединяет эти фамилии?
- Эти люди прославили нашу Россию.
- Подумайте, к каким областям искусства можно отнести эти фамилии?
- Давайте проверим наши предположения.
На экране проектора по щелчку появляются соответствующие надписи
- А сейчас совершим небольшую виртуальную экскурсию.
На экране проектора появляются изображения представителей литературы, музыки и живописи.
- XIX век называют «золотым веком» русской культуры.
Как вы думаете, почему?
- Этот век дал России столько великих людей, что даже перечислить их невозможно.
А чтобы поговорить о каждом, нужно много времени.
Культура России преуспела во многом: в литературе и в музыке, в архитектуре и в живописи.
Мы же поговорим о литературе и поговорим о великом русском поэте – А. С. Пушкине.
Усвоение новых знаний – 18 мин.
На экране проектора слайд с портретом А. С. Пушкина.
- Что вам известно об А. С. Пушкине?
- Этого поэта называют «солнцем русской поэзии». Не случайно Василий Андреевич Жуковский подарил Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побеждённого учителя». Жуковский с радостью уступил первое место в русской литературе Пушкину.
На экране проектора названия стихов и отрывков из поэмы «Евгений Онегин»
- Может быть, кто-то желает прочитать стихотворение или отрывок.
На экране проектора иллюстрация к сказкам А. С. Пушкина
- «У лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том…» Кто не знает этих пушкинских строк. Так начинается поэма Александра Пушкина «Руслан и Людмила». Это было первое большое произведение поэта. Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком. Таким же языком написаны и его сказки
Для кого же писал А. С. Пушкин свои сказки?
- Специально для детей Пушкин сказок не сочинял, но все его сказки стали любимы и детьми.
На экране проектора иллюстрации к сказкам Пушкина
- Знакомы ли вам эти сказки?
- Раз вы хорошо знаете сказки Пушкина, ответьте на мои вопросы.
1. Сколько лет жил старик со своей старухой в сказке «О рыбаке и рыбке»? (30 лет и три года)
2. О ком написан этот отрывок?
Что и жизнь в такой тревоге?
Вот он с просьбой о подмоге
Обратился к мудрецу,
Звездочёту и скопцу.
(О царе Дадоне. «Сказка о золотом петушке»)
3. Кого испугался герой сказки Пушкина?
Испугался бесёнок и к деду
Рассказывать про такую победу.
Черти стали в кружок,
Делать нечего – собрали полный оброк…»
(Балду. «Сказка о попе и о работнике его Балде»)
4. Кто и из какой сказки говорит такие слова?
Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
(Царица из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»)
5. К кому обращался королевич Елисей в поисках своей невесты в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»?
(К солнцу, месяцу и ветру)
6. Послушайте отрывок из сказки:
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуга огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
О ком идёт речь? (о старухе из сказки «Сказка о рыбаке и рыбке»)
7. Кем хотела стать старуха? (столбовою дворянкой, вольной царицею, владычицей морскою)
8. Вы хорошо помните «Сказку о царе Салтане…» По жестокой несправедливости царицу и её сына посадили в бочку и бросили с море. Как освободились из плена царица и её сын?
(Сын на ножки поднялся,
В дно головкой уперся,
Понатужился немножко:
«Как бы здесь на двор окошко
Нам проделать?» - молвил он,
Вышиб дно и вышел вон.
На экране проектора слова С. Маршака
- Сказки Пушкину рассказывала его няня Арина Родионовна. И рассказаны были эти сказки простым, понятным, народным языком.
Давайте определим, что общего в сказках Пушкина и в народных сказках?
Подведение итогов урока – 3 мин.
У. Что нового и интересного узнали на уроке?
(Ответы детей.)
Домашнее задание. - 5 мин.
У. – Спасибо за урок.
Тема урока: Творчество А. С. Пушкина
Задачи урока:
Образовательные: Формировать понятие «виды искусства». Систематизировать и расширить знания о творчестве представителей «золотого века» русской культуры. Продолжить знакомство с творчеством А. С. Пушкина.
Развивающие: Развивать интерес к искусству, познавательные процессы, навыки компьютерной грамотности.
Воспитательная: Воспитывать бережное отношение к природе.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Место урока в учебном плане: 1 урок по теме «Искусство России XIX века».
Методы: Частично-поисковые, объяснительно-иллюстративные.
Формы организации: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Оборудование:
Проектор;
План урока:
1. Организационный момент – 2 мин.
2. Подготовка обучающихся к усвоению новых знаний – 3 мин.
3. Усвоение новых знаний – 23мин.
Физкультминутка. 3 мин.
4. Закрепление новых знаний – 3 мин.
5. Подведение итогов урока – 3 мин.
6. Домашнее задание. - 5 мин.
Ход урока.
Организационный момент – 2 мин.
Подготовка к усвоению нового материала – 3 мин.
На экране проектора появляются фамилии представителей русского искусства XIX века.
– Сегодня мы будем говорить об искусстве России XIX века.
Прочитайте фамилии людей, которые вы видите на слайде.
Известны ли вам эти фамилии?
Что объединяет эти фамилии?
- Эти люди прославили нашу Россию.
- Подумайте, к каким областям искусства можно отнести эти фамилии?
- Давайте проверим наши предположения.
На экране проектора по щелчку появляются соответствующие надписи
- А сейчас совершим небольшую виртуальную экскурсию.
На экране проектора появляются изображения представителей литературы, музыки и живописи.
- XIX век называют «золотым веком» русской культуры.
Как вы думаете, почему?
- Этот век дал России столько великих людей, что даже перечислить их невозможно.
А чтобы поговорить о каждом, нужно много времени.
Культура России преуспела во многом: в литературе и в музыке, в архитектуре и в живописи.
Мы же поговорим о литературе и поговорим о великом русском поэте – А. С. Пушкине.
Усвоение новых знаний – 18 мин.
На экране проектора слайд с портретом А. С. Пушкина.
- Что вам известно об А. С. Пушкине?
- Этого поэта называют «солнцем русской поэзии». Не случайно Василий Андреевич Жуковский подарил Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побеждённого учителя». Жуковский с радостью уступил первое место в русской литературе Пушкину.
На экране проектора названия стихов и отрывков из поэмы «Евгений Онегин»
- Может быть, кто-то желает прочитать стихотворение или отрывок.
На экране проектора иллюстрация к сказкам А. С. Пушкина
- «У лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том…» Кто не знает этих пушкинских строк. Так начинается поэма Александра Пушкина «Руслан и Людмила». Это было первое большое произведение поэта. Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком. Таким же языком написаны и его сказки
Для кого же писал А. С. Пушкин свои сказки?
- Специально для детей Пушкин сказок не сочинял, но все его сказки стали любимы и детьми.
На экране проектора иллюстрации к сказкам Пушкина
- Знакомы ли вам эти сказки?
- Раз вы хорошо знаете сказки Пушкина, ответьте на мои вопросы.
1. Сколько лет жил старик со своей старухой в сказке «О рыбаке и рыбке»? (30 лет и три года)
2. О ком написан этот отрывок?
Что и жизнь в такой тревоге?
Вот он с просьбой о подмоге
Обратился к мудрецу,
Звездочёту и скопцу.
(О царе Дадоне. «Сказка о золотом петушке»)
3. Кого испугался герой сказки Пушкина?
Испугался бесёнок и к деду
Рассказывать про такую победу.
Черти стали в кружок,
Делать нечего – собрали полный оброк…»
(Балду. «Сказка о попе и о работнике его Балде»)
4. Кто и из какой сказки говорит такие слова?
Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
(Царица из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»)
5. К кому обращался королевич Елисей в поисках своей невесты в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»?
(К солнцу, месяцу и ветру)
6. Послушайте отрывок из сказки:
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуга огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
О ком идёт речь? (о старухе из сказки «Сказка о рыбаке и рыбке»)
7. Кем хотела стать старуха? (столбовою дворянкой, вольной царицею, владычицей морскою)
8. Вы хорошо помните «Сказку о царе Салтане…» По жестокой несправедливости царицу и её сына посадили в бочку и бросили с море. Как освободились из плена царица и её сын?
(Сын на ножки поднялся,
В дно головкой уперся,
Понатужился немножко:
«Как бы здесь на двор окошко
Нам проделать?» - молвил он,
Вышиб дно и вышел вон.
На экране проектора слова С. Маршака
- Сказки Пушкину рассказывала его няня Арина Родионовна. И рассказаны были эти сказки простым, понятным, народным языком.
Давайте определим, что общего в сказках Пушкина и в народных сказках?
Подведение итогов урока – 3 мин.
У. Что нового и интересного узнали на уроке?
(Ответы детей.)
Домашнее задание. - 5 мин.
У. – Спасибо за урок.
Комментариев нет:
Отправить комментарий