четверг, 8 августа 2013 г.

Разработка урока по теме: Речевая этика

Учителя начальных классов
МАОУ гимназии №56 г.
Томска Беккер Наталья Владимировна,
Пашкова Любовь Константиновна


Урок: Культура общения и речи (предметная область «Русский язык»)
Тема: Речевая этика. (2 класс)
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: стандартный.
Место урока в учебном плане: вводный урок

Задачи:
Обучающая: пополнение словарного запаса детей;
Развивающая: развивать аналитические способности ума;
Воспитывающая: воспитывать ценностное отношение к богатству родного языка.
Оборудование: мультимедиакурс «Культура общения и речи» (авторы Беккер Н.В., Пашкова Л.К.), доска, карточки со словами, ручки, карандаши, тетради, компьютеры.
Описание мультимедиа курса «Культура общения и речи»: данный курс содержит сведения по речевой лексикологии, знакомит с понятием «речевая этика», а также рассказывает о построении текста. Курс  содержат теоретический материал, тестирующую систему, компьютерный тренажер. Теоретический материал представлен в форме гипертекста и мультимедийных приложений.
Методы: проблемный метод, наглядный метод, диалоговый метод, самостоятельная работа с компьютером и в тетрадях.

Ход урока.

1.Организационный момент.

 2. Проблемный вопрос: Что значит говорить выразительно?»

3.Работа с компьютером.
               Прослушать, как объясняет Летучая Мышка, что такое средства
              устного   общения.      
 
4.Речевая гимнастика.
Представьте, что вам необходимо:
1. задуть свечи (одну за одной) на праздничном торте;
2. сдуть с рукава пушинку;
3. раздуть огонь в потухающем костре;
4. подуть на горячее молоко, сдувая пенку.

5.Работа над выразительностью речи.
     I. Прочитать скороговорки как реплики в диалоге.

1. Реплика – вопрос – сомнение.
Яблоко от яблони недалеко падает?

 Ответная реплика – утверждение.
            Яблоко от яблони недалеко падает!
Шила в мешке не утаишь? – Шила в мешке не утаишь!

2. Реплика – вопрос – удивление.
От топота   копыт пыль по полю летит?

Ответная реакция – утверждение и восхищение.
От топота   копыт пыль по полю летит!
В печурке три чурки, три гуся, три утки? - В печурке три чурки, три гуся, три утки!
Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом? -  Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом!

II. Чтение текста из скороговорок как информационное сообщение.
Из-под Костромы, из-под Костромищи везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Везет да скороговорками так и сыплет: мол, тетерев сидел на дереве, от дерева – тень тетерева, мол, у гусыни усов не ищи, не сыщешь; мол, каков Савва, такова и слава. Скороговорил, скороговорил да так всех скороговорок и не перевыскоговорил.
Два дровосека, дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларькину жену, спорили, что у осы не усы, не усищи, а усики, что сшит колпак не по-колпаковски, что вылит колокол не по-колоколовски. О пустяках спорить – дело упустить.

Я  ему по секрету, а он всему свету, что на улице медовик, мне не до медовика, что на улице деготник, мне не до деготника. Так вот скажет друг дружке, а дружка подружке, а подружка борову, а боров всему городу – язык от лжи не краснеет, и без того красный, а только береги честь смолоду: один раз соврешь – в другой не поверят; ведь коли врун, так и обманщик, а обманщик, так и плут, а плут, так и мошенник, а мошенник, так и вор.
Говорят, не тот хорош, кто лицом пригож, а тот, кто на дело гож!
III. Сценические диалоги.
Беседуют две подружки, но одной из них – удалось «открыть дверь в высшее общество». Она полна высокомерия и гордости, но смешна, так как не увидела самого главного и интересного.
- Где ты была сегодня, киска?
- У королевы у английской.
- Что ты видала при дворе?
- Видала мышку на ковре.
А теперь огромный, но капризный, но унылый Слон жалуется на незадачу: ему отдавили ногу! И кто вы думаете?… Вертлявый и смелый Сверчок!
                   Ногу слону отдавил сверчок.
                  Слон – гора, а сверчок с вершок.
                 Слон заплакал: дрянной сверчок.
                Давил бы ноги другим сверчкам,
                А то слонам признаваться срам,
               Что ногу слону отдавил сверчок.

6.Работа с компьютером.
Выполнение заданий из раздела «Речевая этика»

7.Подведение итогов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий