пятница, 2 августа 2013 г.

Образ Ильи-пророка в русской культуре



Образ Ильи-пророка принадлежал к числу наиболее чтимых на Руси святых, особенно на Севере - в Новгороде и Пскове. Его изображение в течение многих веков встречалось на иконах среди избранных святых, или в известном иконографическом сюжете "Огненное восхождение пророка Ильи", в произведениях ювелирного искусства, в многочисленных апокрифических текстах и лубочных картинках. И почти везде его облик суров и грозен, "сердитым", "страшным", "опасным", "огненным", "могучим", "тученосным", "громовым" величал Илью народ, и в то же время надеялся на его защиту и покровительство, соблюдая определенные запреты и молясь, так как только в этом случае, по народным представлениям, Илья не оставит своей милостью и не покинет в беде. 



В воображении народа Илья виделся то разъезжающим в вихре по небу на огненной колеснице, запряженной четырьмя конями, окруженный со всех сторон пламенем и разбрасывающий свои огненные стрелы, то спокойным и умиротворенным, проливающим на землю щедрый дождь:
"У нас было на сырой на земле -
Претворилися такие чудеса:
Растворилися седьмые небеса,
Сокатилися златые колеса,
Золотые еще огненные.
Уж на той колеснице огненной
Над пророками пророк, сударь гремит,
Наш батюшка покатывает,
Утверждает он святой божий закон".
(Некрылова А.Ф. 1991. С. 286-287).

По народному поверью, перед концом света Илья спустится на землю на этой колеснице и три раза объедет землю, предупреждая всех о Страшном суде.

Об этом так говорится в духовном стихе:
"Сошлет Господи пророчество,
Илью-пророка и Онофрия,
И станут святые пророчити.
И сойдет на землю бездушный бог,
Бездушный бог Антихристос,
Он исколет святое пророчество.
От той-то от святой-то крови
Загорится матушка сыра земля:
Со восхода загорится до запада,
С полуден загорится да до ночи.
И выгорят горы с раздольями,
И выгорят лесы темные.
И сошлет Господи потопие
И на три дни, на три месяца,
И вымоет матушку сыру землю,
Аки харатью белую,
Аки скорлупу яичную,
Аки девицу непорочную,
Аки вдовицу благочестивую…".
(Голубиная книга. 1991. С. 243).


День почитания Ильи-пророка падал на жаркий и грозовой период, особенно ответственный для крестьян - созревший и готовый к жатве урожай мог погибнуть от дождя, града или молнии. Народ верил в то, что Илья управлял плодородием земли и без его воли не будет собран хороший урожай, поэтому об Илье говорили: 
"Пророк-Илья - воевода небесных сил" (пермск.); 
"Илья грозы держит и наводит";
"Илья великий гудит" (нижегородск.); 
"Илья-пророк по небу на колеснице ездит"; 
(вар. "Илья едет на колеснице, запряженной быком и львом" (сибирск.); 
"Илья-пророк - громобой". 
В народе верили, что гром образуется от стука по небесной дороге колесницы Ильи-пророка, а день его памяти называли "громовым" праздником. Следили: 
"Глухой гром - к тихому дождю, гром гулкий - к ливню"; 
"Гром беспрерывен - будет град"; 
"Гром гремит громко и не резко - к ненастью, если же отрывисто и непродолжительно - будет ясно" и т.д. 
На Илью часто бывают так называемые "воробьиные ночи" с раскатами грома, молнией, озаряющей небо, с испуганными птицами, которые мечутся, вспархивают, натыкаются на разные предметы и падают. В такие ночи ревет скот и мучается бессонницей человек.
Чтобы умилостивить грозного пророка в Ильин день не разрешалось работать в поле и огороде. Считали, что если в этот праздник поработать в огороде или даже просто зайти туда, то огурцы сгниют на корню и опадут, а капуста сделается мягкой. Нельзя было и косить сено: "Скошенная в этот день трава вся непременно на месте сгниет, а сметанное сено по полю все ветром разнесет" (пермск.); 
"На Ильин день стогов не мечут - спалит грозой"; 
"На Илью грех возить сено - Илья сожжет его".
Ильин день приносил с собой ненастье и запрещение купаться: 
"Придет Илья, принесет гнилья (дождей)"; "До Ильина дня тучи по ветру идут, после Ильина дня - против";
"До Ильина дня и под кустом сушит, а после Ильина дня и на кусте не сохнет"; 
"До Ильи мужик купается, а с Ильи с рекой прощается". 
Запрет на купание народ объяснял по-разному: "вода студена"; "от быстрой езды Ильи-пророка по небу одна из лошадей уронила подкову в воду, от чего вода и становится холодной" (ярославск.); "можно утонуть или заболеть" (пермск.); "Илья бросает кусочек льда, а лось обмакивает рога"; "олень переплыл через реку и воду остудил" (новгородск.); "олень в воду лапу окунул" (пермск. "медведь лапу обмочил"); "олень прогорчил воду". 
К Ильину дню приурочивались многие сельскохозяйственные приметы и рекомендации, относящиеся к созреванию к уборке хлебов и овощей, к предстоящему озимому посеву: 
"Коли к Ильину дню рожь убрана, то новый посев оканчивается до Флора и Лавра, а коли рожь поспевает позже, то и сей позже, до Семенова дня"; 
"К Ильину дню хоть кнутом прохлысни, да заборони /пар/"; 
"До Ильи хоть одним зубом подери (пашню под озимые)"; 
"В Ильин день если с утра облачно, то сев должен быть ранний, и можно ожидать обильного урожая; если облачно в полдень - средний сев, а если вечером - сев поздний и урожай плохой"; "Новая новинка на Ильин день - сеют на Ильинской поляне".

Комментариев нет:

Отправить комментарий