четверг, 29 августа 2013 г.

Николай Иванович Вавилов

Чечина Елена Васильевна, заведущая кафедры, учитель химии и биологии высшей квалификационной категории, Победитель конкурса лучших учителей ПНПО-2008, 2012.













Судьба великого ученого-биолога 20 века Николая Ивановича Вавилова интересна, ярка и в то же время трагична. Он внес огромный вклад в науку и пострадал за свои научные убеждения.

Николай Вавилов родился 25 ноября 1887 в Москве. Его отец был купцом, крестьянского происхождения, а мать - дочь художника-резчика. Всего в семье было семеро детей, однако трое из них умерли в детстве, остальные стали образованными известными людьми: младший брат — физик, академик АН СССР, основатель научной школы физической оптики, старшая сестра — врач, организовала санитарно-гигиенические сети в Москве, младшая сестра — микробиолог.

С раннего детства Николай Вавилов был предрасположен к естественным наукам. В числе его детских увлечений были наблюдения за животным и растительным миром. У отца была большая библиотека, в которой были редкие книги, географические карты, гербарии. Это сыграло немалую роль в формировании личности Вавилова.

Наукой Николай начал заниматься наукой, будучи студентом Петровской (позднее названной Тимирязевской) сельскохозяйственной академии. Будучи студентом, он отправился в первую экспедицию и собрал коллекцию – 158 экземпляров. Эта коллекция положила начало поиску культурных растений по всему миру. Вавилов совершил 110 ботанико-агрономических экспедиций по всему миру, принёсших «мировой науке результаты первостепенной значимости, а их автору — заслуженную славу одного из наиболее выдающихся путешественников современности. Результат вавиловских научных экспедиций — создание уникальной, самой богатой в мире коллекции культурных растений, насчитывавшей 250 тысяч образцов. Эта коллекция нашла широкое применение в селекционной практике, стала первым в мире важным банком генов.

Николай Вавилов был не только выдающимся ученым, но и смелым, находчивым и отважным человеком.

Он пережил много опасных приключений и дорожных тягот. Однажды самолет, на котором летел Вавилов, потерпел аварию в Сахаре. Летчик-француз совсем потерял голову от страха, опасаясь хищников, а Вавилов развел костер и отгонял ходившего рядом грозного льва. В другой раз у самолета заканчивалось топливо, а посадка была невозможна. Пассажиры взволновались, а Вавилов, заметив, «что делу не поможешь», хладнокровно заснул. В Эфиопии на его караван напали разбойники. Вавилов проявил себя искусным дипломатом, сумел найти выход из сложной ситуации и спас людей и собранную коллекцию. Однажды ночью, работая в палатке при свете фонаря, он увидел огромное количество скорпионов и фаланг, устремившихся в палатку. Ученый не растерялся и догадался вынести фонарь из палатки. Ядовитые существа хлынули прочь на свет. В Сирии Вавилов собирал ценные для науки колосья пшеницы под пулями арабских повстанцев, только чудом уцелев. А за чрезвычайно опасную и трудную экспедицию в Афганистан Вавилов получил золотую медаль «За географический подвиг».

В 1916 году ученого привлекли в качестве консультанта по вопросу массового заболевания солдат русской армии в Персии. Он выяснил причину заболевания, указав на то, что в местную муку попадают частицы семян Плевела опьяняющего, а с ним грибок, который вырабатывает вещество, способное вызвать серьезное отравление у людей (головокружение, сонливость, потеря сознания, судороги) с возможным летальным исходом. Решением проблемы стал запрет на употребление местных продуктов, провизию стали завозить из России, в результате чего вопрос с болезнью был исчерпан.

В путешествиях Вавилову помогали знание двух десятков иностранных языков, умение находить общий язык с самыми разными людьми.

Итогом экспедиций стало одно из главных открытий ученого – установление центров происхождения растений. Эти центры одновременно являются центрами древних цивилизаций. Другое важное открытие – закон гомологических рядов. Сущность этого закона сводится к тому, что виды и роды , генетически близкие, связанные друг с другом единством происхождения, характеризуются сходными рядами в наследственной изменчивости. Зная, какие формы изменчивости встречаются у одного вида, можно предположить существование сходных форм у родственного ему вида. Пример практического применения законно гомологических рядов в селекции – история создания односемянных сортов сахарной свеклы. У обычной свеклы один клубочек – соплодие содержит насколько семян. При прорастании клубочка образуются 3-5 проростков, что требует очень трудоемкой прорывки, удорожая выращивание свеклы. При изучении особенностей видов свеклы учеными были найдены односемянные формы. Из каждого клубочка таких форм вырастает только одно растение. На основе закона гомологических рядов было высказано предположение о существовании односемянной формы у культурной свеклы. После длительных поисков такие формы были найдены.

Вавилов был человеком чрезвычайно работоспособным. Он мог работать по 18 часов в сутки. Учитель Вавилова Д. Прянишников говорил: «Николай Иванович – гений, и мы не сознаем этого только потому, что он наш современник». Вавилов написал огромное количество научных работ, занимал высокое положение в научном мире. В 1929 году Вавилов был избран действительным членом АН СССР и одновременно академиком Всеукраинской академии наук, назначен президентом Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени В. И. Ленина (ВАСХНИЛ). О своих научных достижениях ученый докладывал на международных конгрессах.

В начале 1930-х годов, будучи уже академиком и крупным научным руководителем, Вавилов поддержал работы молодого агронома Трофима  Лысенко по яровизации — превращению озимых культур в яровые путём предпосевного воздействия низких положительных температур на семена.

Но Лысенко был недостаточно образован, но хорошо умел подстраиваться и говорить то, что хотели от него услышать. Он обещал высокие урожаи, и в результате этого получил поддержку у руководства страны. Беда заключалась не только в личных качествах этого псевдоученого, сколько в том, что эпоха требовала появления таких людей как он. Вместо научной полемики Лысенко навешивал на своих оппонентов политические ярлыки. На встрече ударников сельского хозяйства с руководителями ВКП(б) и советского правительства Лысенко произносит речь прямо-таки в духе сталинского понимания ситуации в стране и в сельском хозяйстве. Классовая борьба, вредительство в ученом мире, колхозники «дают народному хозяйству больше, чем некоторые профессора», и все в таком роде. Мало кто заслужил такое одобрение вождя, как аплодисменты и возглас в зал: «Браво, товарищ Лысенко, браво!». После экспериментов, показавших абсолютную неэффективность метода яровизации, предложенного Лысенко Вавилов перестал поддерживать его работы Лысенко и другие его инициативы и перешёл к открытому противостоянию. Вавилов не отказался от своих убеждений, не кривил душой и не предал науку. В середине тридцатых годов Вавилову был запрещён выезд за границу. В 1940 году ученый был арестован.

Узнав об аресте Вавилова, академик Прянишников воскликнул: «Вы посадили в клетку гражданина мира!». Обвинения были стандартные – вредительство и шпионаж. Николая Вавилова приговорили к высшей мере наказания – к расстрелу. Затем приговор «смягчили» до 20 лет каторги. Весь мир признал заслуги Вавилова, будучи в тюрьме он был избран иностранным членом Королевского общества Великобритании. Это было очень почетно. А в своей стране он был исключен из числа советских академиков. До конца жизни Николай Иванович сохранял присутствие духа, подбадривал товарищей по несчастью. Он находился в камере вместе с академиком Иваном Лупполом и инженером Иваном Филатовым. Они читали лекции друг другу каждый по своей специальности.

В 1943 году Николая Ивановича Вавилова не стало. Он умер от истощения в тюрьме. Ученый, открывший новые сорта культурных растений, тем самым давший стране миллионы тонн зерна, скончался в тюрьме от голода.

Комментариев нет:

Отправить комментарий