среда, 30 октября 2013 г.

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы

Как помочь обучающимся понять  концепцию авторских воззрений на устройство мира, на роль человека в этом мире, как показать тот единственно правильный путь, которому , может быть, они будут следовать всю жизнь, даря окружающим любовь, добро, красоту... Об этом размышляет учитель русского языка и литературы МАОУ гимназии №56 г. Томска  Бушухина Светлана Сергеевна.



В современной школе учащимся необходимо обращаться к духовной культуре Отечества, к произведениям русской литературы, воспитывающим в молодом поколении нравственность и позитивное восприятие мира, так как в большинстве своем школьники не задумываются над вопросами истины, а если кто-то и пытается постичь ее, подчас бывает введен в заблуждение неправильными трактовками , искаженными мнениями. В современном поколении преобладают пессимистические взгляды на человеческое сознание, на роль человека в мире, на существование правды, добра, справедливости в человеческих сердцах. Именно произведения И.Бунина раскрывают глаза на многие вещи, которые ценны и важны для всего человечества.
  В творчестве крупных художников начала 20 века концепция мира возникла на пути своеобразной трансформации тех событий исторических, которые и не принимались вовсе. В частности Иван Бунин отстаивал в своих произведениях высокое предназначение земного бытия.
   На уроках литературы совместно с учащимися  ищем истину, которую автор подчас открыто передает от своего лица, или от лица героя. Нередко выводы запрятаны в подтекст произведения. Особую значимость в его творчестве приобретают элементы описания, внесюжетные детали. Так через пейзаж  можно уловить выводы художника.
   Важно в самом начале изучения прозы Бунина ознакомить учащихся с мировоззрением писателя, с его становлением как личности. Бунин изучил различные религии, имел возможность сравнивать и выбирать близкое и понятное  для себя . Возможна предварительная работа с теоретическим материалом, представляющим религиозные воззрения человечества.
   В очерке «Иудея» Бунин стремится познать человека и мир. В начале своего творческого пути  писатель пытается найти  истину в разных религиях. Например, он прямо и косвенно указывает на свое пристрастие к восточным религиям, в частности к буддизму. В восточной религии писатель нашел близкое свое обоснование страшным противоречиям: люди подвержены жажде существования, которая повергает их в отчаяние, приближает гибель, поэтому Будда зовет к очищению души во имя вечного бытия. Но такая позиция не во всем удовлетворяет Бунина, поэтому он обращается к христианству. 
   Бунин в своем современнике чувствует постоянное духовное «расщепление». Писатель усматривает потаенно-порочные пружины в человеке, понимая его как существо двойственное.
   Так, например автор «Братьев»  видит в проповеди  Возвышенного предсказание катастрофы, возмездия  за повсеместное и непреодолимое отступление от правды, добра, красоты. С другой же частью буддийского учения – призывом предать забвению  врожденные человеческие стремления – писатель не согласен.
   В наш век  повсеместного отступления от всех святынь, в век торжества техники и силы  современное поколение тоже стоит на грани духовной деградации, многие сами понимают это, некоторые осознают с трудом, а сознание третьих вообще дремлет. На примере современников Бунина очень удобно и своевременно показать связь эпох и поколений посредством одной и той же неиссякаемой проблемы.
   В раздумьях писателя  о вечной   «жажде вместить в свое сердце весь зримый и незримый мир и вновь отдать его кому-то» - слышится твердое убеждение, что эта жажда, именуемая любовью, есть нечто последнее, всеобъемлющее среди всех человеческих способностей.
   С понятием любви и темой любви, самой популярной и , казалось бы,  избитой за столько лет учащиеся знакомы, но с такой трактовкой встретятся впервые. Важно правильно подать эту сложную и многогранную тему.
   В другом своем произведении «Господин из Сан-Франциско» Бунин пытается рассуждать о судьбе цивилизации исходя из ценностей христианства. 
  В «Господине из Сан-Франциско» образ океана, теряя библейскую окраску, становится реально грозным. «Опять среди бешеной вьюги, проносившейся над гудевшим, как погребальная месса, и ходившим траурными от серебряной пены горами океаном»  -- гремела бальная музыка. Происходит столкновение бездуховного мира цивилизации  с вечно гармоничным, справедливым миром природы, пусть подчас и жестоким, страшным в своем буйстве. Укрепляется мотив полного неведения и самовлюбленной уверенности пассажиров. В образе героя – бесславная судьба  антидуховного,  эгоцентрического мира, неспособного по недомыслию противостоять жестокости вечного круговорота. Бунин пишет «злой и прекрасный», по его выражению, мир.  
   Прекрасный  –  по своей природной сущности, злой – по законам, установленным людьми на земле. Поэтому пейзаж чудесен. Можно  только  дивиться богатству красок, их оттенков в картинах, воссоздающих тропический лес Цейлона, утро в горах Италии: различные переливы синего,  голубого,  лазурного,  желтого,  лимонного,  перламутрового, сливочного, агатового и т.д. цветов. Однако экспрессивная сочность воплощения такова, что каждый штрих, не теряя своей географической точности, поднимает нашу мысль до познания волшебной красоты вселенной. Иначе говоря, символический пейзаж Бунина истинно реалистического характера. Но есть в этой области одно, чисто бунинское качество. Красота мира, равно как и страшная стихия природы отражаются писателем вне их познания героями произведения. Бунин пишет о сущностях, как бы скрытых привычным обыденным существованием. Лишь внешне его течение доступно человеческому сознанию. Все, что исходит от авторских предчувствий, восприятия становится выражением его концепции бытия как такового. Нельзя не увидеть здесь печати глубокого, «космического» пессимизма.
   В буниноведении и по сей день идет спор о сущности идеалов писателя. Встречаются слишком категоричные суждения: « У Бунина не было положительной программы; а посему не могло быть и положительных героев… И.Бунин свел счастье человека на земле к инстинктивной радости юности, к озарениям любви…»   Высказываются взгляды  и несколько расплывчатые: «И.Бунин осуждал как первобытные, так и буржуазноиндивидуалистические нравы, приобщая читателя к более высоким представлениям о человеке». 
   Именно на уроках литературы мы должны показать ученикам  различные  суждения о взглядах писателя и помочь выбрать наиболее точные высказывания о его творчестве, отражающие суть  бунинского мировоззрения, такого современного  и по сей день.
   В бунинской «деревенской» прозе малых форм отнюдь не затушевываются социальные противоречия, они ощутимы почти везде. Но авторские выводы сосредоточены на другом. Бунин чтит вечное предназначение людей – появиться на свет, дать силу новой жизни и отойти в небытие. И те, кто  излучает тепло, любовь, -   дороги автору. С этой точки зрения изобличаются накопительство, паразитизм, аморализм; более того, здесь найдены критерии подлинного, по мнению писателя, движения мира в отличие от страшной стихии распада. Его выводы на первый взгляд кажутся двойственными. Бунин говорил: «человек знает, что он не знает… Жаль ему , что он не положил всю свою жизнь на « костер труда», а  отдал ее дьяволу жизненного соблазна.
  Однако сколько раз Бунин предпочитал соблазны естественных ценностей. О смежных с русским языках он заметил: «…они еще слишком близки к природе, они еще в диком состоянии – откуда и их прелесть – и при переводе не входят в семью языков, культурно развившихся».
   Слово «прелесть» всегда относилось им к тому, что не подвластно как будто человеческому выражению: цветам, деревьям, морю. «Нет, мучительно для меня жить на свете! Все меня мучает своей прелестью» , --  признание Бунина, во множестве вариантов переданное его современниками.
  Ученики должны усвоить не только концепцию бунинских воззрений на устройство мира, на роль человека в этом мире, но и выбрать для себя тот единственно правильный путь, которому , может быть, они будут следовать всю жизнь, даря окружающим любовь, добро, красоту.
   Не находя идеала, писатель улавливает отдельные его зерна в облике человека, в чем-то отвечающего гармоническим запросам земной, неколебимой в своем вечном развитии силы. Пейзаж насыщается такими красками, качествами, которые оказываются способными передать в его конкретной, зримой плоти авторские представления о высшей красоте, целесообразности человеческой жизни.

Список использованной литературы:
1.Бунин И.А. Собрание сочинений в 9 томах. Т.9.
2.Русская литература конца 19 начала 20 вв.
3.Кулешов Ф.И. Лекции по истории русской литературы конца 19 начала 20 вв.
4.Кучеровский Н.И. Бунин и его проза.
5.Волков А. Проза Ивана Бунина.
6.Крутикова Л.В. Прочитан ли Бунин?
7.Бунин И.А. Собрание сочинений в 5 томах. Т.3.
8.Литературное наследство И.А.Бунина. Т.84.