суббота, 23 ноября 2013 г.

География первых храмов Томска

Для русских людей  вера в Бога была основополагающим фундаментом в любом начинании, как гласит пословица «Без Бога не до порога». Пришедшие на томские земли казаки принесли с собой веру в Христа. С именем Бога на устах начинали они строительство крепости. Когда устраивался город, то одним из первых зданий, строившихся в новом поселении - был храм.
С чего же началось распространение православной культуры в нашем городе? Об этом рассказывает учитель географии МАОУ гимназии №56 г. Томска Мамонтова Наталья Николаевна.  

26 октября 1582 года Ермак во главе вольной дружины, разбив войска хана Кучума вошел в столицу Сибирского царства Искер (в настоящее время Тобольск). В Тобольске был построен храм во имя Святой Живоначальной Троицы. Предполагают, что это первый храм на территории Сибири. Из Тобольска русские непрерывно продвигались вглубь Сибири. В начале 17 века русские укрепились на среднем течении Оби и подошли к месту впадения реки Томи в Обь.

На берегу Томи находилась стоянка эуштинского князя Тояна, который 20 января 1604 г. отправился в Москву к царю Борису Годунову с просьбой о принятии под власть Русского царства и о построении в его вотчине русского города.

Царь Борис Годунов на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 25 марта 1604 г. дал наказ: на Воскресенской горе, самом высоком месте города возвести кремль, а за стенами его-храм, посвященный Святой Троице. К 7 октября 1604 г. была возведена небольшая крепость.

Томский острог был основан на южном мысу Воскресенской горы, возвышающейся над правым берегом реки Томи в 60 км от ее впадения в Обь и недалеко от устья таежной реки Ушайки.

Согласно царскому приказу в 1606 или 1607г в крепости была построена первая христианская святыня- церковь во имя Живоночальной Троицы, ставшая затем соборным храмом. Храм был построен в южной части крепости на самой стрелке мыса Воскресенской горы, над местом под названием Обруб. Церковь строилась на средства из государственной казны.

В дар городу лично от царя Бориса Годунова была прислана большая икона Живоночальной Троицы, которую и поместили в храме. В промежутке с 1621 по1640 гг. Троицкая церковь перестраивалась и обновлялась, тогда и появился придел во имя небесного покровителя всей Сибири Святого Великомученника Дмитрия Мироточивого. К 1652 г. в церкви был устроен еще один придел во имя Великого Чудотворца Николая. Со временем первая Троицкая церковь обветшала, и в 1653-1654 гг. было выстроено новое деревянное здание шатрового типа.

Вот какое описание здания содержит старинный документ: «...Церковь шатровая Троицы Живоночальные с приделы получетверты сажени в трехаршинную сажен, трапева 3 сажен, в отрубе лес в 6 вершков и 7 вершков скоблены набело. В церкви и трапеве стены и потолок все тесаны скоблено в трапеве лавки с опушки да передел, где ставитца женску полу. 4 окна волоковые в церкве 3 окна колодные, 2 крылоса походные. У церкви и у трапевы трои двери колодные. Крыта церковь и трапева в два теса. Глава и крест на главе обита немецким белым железом. Над двемя престолами вместо глав деланы бочки , побиты чешуею крестовою, кресты обиты белым железом. В вышину церковь до шатра тринатцат сажен, шатер на церкве в вышину до шеи семи сажен в трехаршинную сажень , шея обита чешуею...». Храм был построен во имя небесного покровителя всей Сибири, великомученика Димитрия Солунского и святителя Николая Чудотворца.

Будучи деревянным, собор быстро ветшал. Его возобновляли в 1720-1721 гг., в 1775 церковь снова перестраивали. В 1796 г. Троицкая церковь в очередной раз пришла в ветхость. Из соборной описи за 1808 г. перед нами предстает ветхое деревянное строение церкви: в длину оно в 13, а в ширину 7 метров. В описи сохранились данные и о внутреннем убранстве храма: «Царские двери в главном алтаре резные, вызолочены ординарным золотом. На них четыре евангелиста, а в середине образ Благовещения. Сверху сень. Иконостас в храме-гладкой работы, покрыт светло-зеленой краской, о четырех ставах. Святые образа в рамах позолоченных с карнизами посеребренными. Столбы местами резные и вызолочены. Всех икон в иконостасе пятьдесят одна».

В 1811 г. церковь освидетельствовал архитектор Раевский: состояние ее внушало серьезные опасения. Томское духовенство обратилось в Тобольск к высшей духовной власти Сибири с вопросом: что делать с храмом? В ответ получили указание: церковную утварь перенести в Богоявленскую церковь, а храм закрыть, до тех пор пока не появятся средства на реконструкцию или новое строительство. Храм остался заброшен. 15 апреля 1819 г. Томская городская дума известила духовное правление о намерении приступить к разломке строения. В 1820 г. прекратила свое существование первая томская церковь.

Второе место по своему значению имел монастырский храм. Один из томских краеведов князь Н.А.Костров писал в статье о томском монастыре: «В первое время русской колонизации Сибири обыкновенно всегда бывало так, что как только устраивалось в какой-либо местности укрепление, по-старинному -острог, сейчас же устраивалась там и церковь или монастырь. То же самое было и при основании Томска. Едва только устроился первый острог, едва мы стали твердою ногою на берегу Томи, как уже на другой год, именно в 1605 году, близ этого острога появился монастырь.

В девяти верстах к северу от Томска, на правом берегу реки Томи, при впадении в нее речки Большой Киргизки, расстилается прекрасная местность, изобилующая водою, сенокосами и лесом... Это самое место и было избрано под постройку монастыря Пресвятой Богородицы; но как деревянное здание первой его церкви находилось поблизости устья речки Киргизки, то в народе он постоянно был известен под именем Усть-Киргизкого монастыря».

Первая монастырская церковь в честь Казанской иконы Божией матери была построена, вероятно, недалеко от речного берега и во время одного сильного разлива вод берег под церковью был подмыт и храм снесен был водой. Монастырь остался без храма. Построили второй храм также во имя Пресвятой Богородицы, но уже дальше от речного берега. Второй храм из-за пожара устроенного инородцами прекратил свое существование в 1656г. Из-за постоянной опасности неприятельских набегов началось переселение Усть-Киргизского монастыря ближе к городу.

В 1658 г. Томск отстраивался после большого пожара. Тогда же на Юрточной горе старцем Ефремом и схимонахом Исаией был заложен новый мужской монастырь. Для него было выбрано удобное и красивое место на берегу реки Ушайки, окруженное с трех сторон березовой рощей.

В 1663 г. на Юрточной горе закончилось обустройство перешедшего с Усть-Киргизски мужского монастыря, при котором была построена церковь во имя преподобного Алексия человека Божия с приделами святых мучеников Флора и Лавра.

Деньги, на строительство храма были выделены царем Алексеем Михайловичем Романовым, по прошению монастырского старца игумена Ефрема (Березовского), который в 1662 г. ездил в Москву для этой цели. Переселившись в Томск, монастырь стал называться Алексеевским по монастырской церкви во имя святого Алексия человека Божия.

В 1710 г. церковь из-за ветхости была снесена, и на следующий год была выстроена новая деревянная церковь во имя Казанской Божией матери. С этого времени монастырь называется Богородицко-Алексеевским или Богородско-Алексеевским. Второй храм в 1755 г. сгорел, построили третий, но и этот храм в 1779 г. сгорел.

Первое описание монастыря датируется 1721 годом: он был обнесен длинной деревянной оградой, внутри которой стояли храм, колокольня, кельи настоятельская и братские, келарня (кладовая) и больница, за оградой находились дом для жительства рабочих и помещения для скота. Остальное пространство к югу пустовало, и только частично было огорожено для посадки овощей и выгона скота. Все строения были деревянными.

В 1789 году была выстроена каменная церковь: семиглавый храм во имя Пресвятой Богородицы. Ее строили 13 лет. Деньги на строительство выделил томский купец Шевырин, 500 рублей выделила казна. Храм построили в стиле «сибирское барроко».

В 1832 г. деревянная ограда была заменена каменной с тремя воротами и четырьмя круглыми сторожевыми башнями по углам, длинной 357 саженей. Таким образом, завершилось формирование современного облика храма.

С возведением храма Живоночальной Троицы и монастыря началось храмостроительство в Томске. До революции в Томске насчитывалось более 30 церквей. На сегодняшний день 10 православных храмов.