Победитель
Регионального
Конкурса
исследовательских работ
«Библия
как источник познания мира»
«Чудо
Рождества в литературе XIX века» (на
примере произведений Г.Х. Андерсена,
Ф.М. Достоевского)
(исследовательский
проект)
автор
: Ткач Алина , ученица 8Г класса,
руководитель:
Михайлова Ольга Геннадьевна,
СТРУКТУРА
ПРОЕКТА
Полное
наименование проекта
«Чудо
Рождества в литературе XIX века» (на
примере произведений Г.Х. Андерсена,
Ф.М. Достоевского)
- Введение
Христианская
вера уже до конца І столетия получила
много приверженцев в мире. Библия стала
самой популярной книгой и существенно
повлияла на развитие мировой литературы.
Она переводилась
на многие языки, а сюжеты из Святого
Писания стали основанием многих
произведений.
Для
многих Евангелие стало главной книгой
на протяжении всей жизни. Основы
семейного воспитания заложены в Библии.
" Мы в семействе нашем знали Евангелие
чуть не с первого
детства, — писал Достоевский в 1873 году.
— С тех пор как себя помню, я помню любовь
ко мне родителей…" . Тема семьи –
одна из центральных тем святочных
рассказов, написанных о самом невероятном
Чуде на свете – Чуде Рождества Христова.
Рождественские праздники становились,
по выражению Достоевского, "днями
семейного сбора", днями милосердия,
примирения и всеобщей любви. Как когда-то
свершилось чудо в Вифлееме, так оно
должно свершаться в этот день. События
происходят в великую ночь Спасения,
поэтому неутешенных и непримиренных
не должно оставаться. Задача авторов
рассказов состояла в том, чтобы поселить
в домах читателей праздничную атмосферу,
оторвав от житейских забот, напомнить
о нуждающихся и обремененных, о
необходимости милости и любви, поэтому
чаще всего героями таких рассказов
становились маленькие дети. По мнению
Ч. Диккенса, дети как нельзя лучше
способствуют нравственному возрождению,
перевоспитанию других персонажей.
В
данной работе исследованы материалы
произведений писателей XIX века:
«Девочка
со спичками» Г.Х. Андерсена и «Мальчик
у Христа на елке» Ф.М. Достоевского, в
которых представлены события
Рождественского Чуда.
- Основная часть
Актуальность
Обращение
к библейским традициям в литературе
связано с усилением влияния православных
традиций на состояние культуры и духовной
жизни всего современного общества.
В
настоящее время начинается поиск
утраченных ценностей, направленных на
сохранение вечных человеческих
добродетелей: любви к ближнему, добра,
сострадания и милосердия.
Проблема заключается
в том, что мы не всегда осознаём
значимости этих ценностей, умеем их
хранить, бережно передавая из поколения
в поколение. Этим и вызвано обращение
к теме утверждения христианских
добродетелей в произведениях художественной
литературы.
Научно-практическая
значимость проекта
Использовать
накопленный материал на уроках литературы,
истории, основ православной культуры,
классных часах, а также применять во
внеклассных мероприятиях и конкурсах.
Объект
и предмет исследования
Объектом
исследовательской работы являются
библейские традиции Чуда Рождества в
литературе XIX века .
Предмет
исследования
– материалы произведений
Г.Х.
Андерсена, Ф.М. Достоевского.
Методы
работы
Основной
метод работы по проекту – исследование.
При
анализе информации устанавливалось
соблюдение традиций написания святочного
рассказа в сказке Г.Х. Андерсена «Девочка
со спичками» и рассказа Ф.М. Достоевского
«Мальчик у Христа на елке». Таким образом,
осуществлялся сбор фактических данных
об объекте
исследования и единицах наблюдения.
Разнообразие информационных источников
позволило полностью раскрыть тему
проекта и реализовать поставленную
цель.
Цель
и задачи проекта
Цель
проекта:
исследование
библейского сюжета чуда Рождества
Христова, его места
и роли в творчестве русских и зарубежных
писателей XIX века.
Задачи:
- Изучить историю развития библейских сюжетов в литературе XIX века.
- Определить особенности изображения Чуда Рождества в сказке Г.Х. Андерсена «Девочка со спичками» и рассказе Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке».
- Выявить и систематизировать сходства и различия функции библейских мотивов и образов в данных произведениях.
Ожидаемые
результаты реализации проекта
В
гимназии ежегодно в рамках проекта
«Духовно-нравственное
воспитание в современной светской
школе»
проводятся мероприятия
по духовно-нравственной тематике; уроки
Добра и Милосердия, уроки Духовности,
на которых будут использованы материалы
исследовательского проекта. Материалы
исследования будут представлены
также на городских, областных и
региональных конференциях, творческих
конкурсах, мастер классах, семинарах
и других мероприятиях по духовно-нравственному
воспитанию.
Содержание
исследовательской работы
Теоретическая
часть
Изучая
историю художественной
литературы, неизбежно сталкиваешься с
влиянием Библии на многие произведения.
В
процессе работы над проектом возникла
необходимость изучить это влияние,
поэтому были просмотрены научные и
научно-популярные исследования
современных ученых-филологов, известных
писателей и публицистов (см. список
литературы).
Что
такое Библия?
Книга
книг...
Так
называют Библию, тем самым обозначая
ее место в культуре Человечества. Это
Книга судеб, хранящая тайны жизни и
предначертания будущего. Это Священное
Писание,
внушенное самим Богом. И это сокровищница
мудрости для всех мыслящих людей Земли.
Вот
что писал А. С. Пушкин о Новом Завете:
«Есть
книга, коей каждое слово истолковано,
объяснено, проповедовано во всех концах
земли, применено ко всевозможным
обстоятельствам
жизни и происшествиям мира; из коей
нельзя повторить ни единого выражения,
которого не знали бы все наизусть,
которое не было бы уже пословицею
народов; она не заключает уже для нас
ничего неизвестного; но книга сия
называется Евангелие, — и такова ее
вечно новая прелесть, что если мы,
пресыщенные миром или удрученные
унынием, случайно откроем ее, то уже не
в силах противиться ее сладостному
увлечению и погружаемся духом в ее
божественное красноречие».
Библия
стала первой и главной книгой русской
культуры:
она вошла в народное сознание, в
повседневный быт и духовную жизнь, в
обыденную и высокую речь, как родная
и умеющая объединять людей.
Вся
русская литературная классика связана
с Книгой книг: опирается на ее духовные,
нравственные и художественные ценности,
соотносит с нею свои идеалы, приводит
изречения, притчи, легенды...
Само
название этой книги произошло от слова
biblos: это греческое имя египетского
растения папирус, из которого , помимо
необходимых в обиходе вещей, изготавливали
папирус — материал для письма. Книгу,
написанную на папирусе, греки называли
he biblos. Потому первое значение слова
Библия — собрание небольших книг. В
этих книгах записаны легенды, заповеди,
исторические свидетельства, песнопения,
жизнеописания, молитвы, размышления,
исследования, послания, поучения,
пророчества... Авторы книг — пророки,
священнослужители, цари, апостолы.
Книги
христианской Библии делятся на две
части, возникшие в разное время: 39 книг
Ветхого (Древнего) Завета, (примерно X —
III вв. до н.э.) и 27 книг Нового Завета
(конец I — начало II в. н.э.). Слово «завет»
в Библии имеет особый смысл: это не
только наставление, завещанное
последователям, грядущим поколениям,
но и договор Бога с людьми — договор о
спасении человечества и земной жизни
вообще.
Идея
творящего слова пронизывает всю Библию
, она выражена в Евангелии от Иоанна:
«В
начале было Слово, и Слово было у Бога,
и Слово было Бог. Оно было в начале у
Бога. Все чрез Него начало быть, и без
Него ничто не начало быть, что начало
быть. В Нем была
жизнь, и жизнь была свет человеков; И
свет во тьме светит, и тьма не объяла
его».
Библейские
сюжеты в произведениях мировой литературы
Христианская
вера уже до конца І столетия получила
много приверженцев в мире. Библия стала
самой популярной книгой и существенно
повлияла на развитие мировой литературы.
Она переводилась на многие языки, а
сюжеты из Святого Писания стали основанием
многих произведений.
В
литературе XIX века библейские сюжеты
также не остались в стороне, тема
Рождества отражена в святочных
рассказах. Большинство произведений
начинается с описания несчастий героев.
Но сияние Великого Чуда праздника
входит в частную жизнь людей. Не всегда
оно сверхъестественное, чаще это чудо
бытовое, которое воспринимается как
счастливая случайность. И в этом автору
и героям видится Небесное заступничество.
Согласно традициям, день, когда родился
Спаситель человечества, должен
сопровождаться из года в год совершением
новых чудес, потому что Рождение Христа
- главное Чудо мира. В рождественских
(святочных) рассказах среди других
героев обязательно должны быть дети.
Ведь только ребенок, способен так
искренне радоваться подаркам, быть
счастливым от одного только вида
наряженной елки, так доверчиво ожидать
чуда? Недаром Рождественскую ночь
именовали ночью младенцев, а Рождество
- праздником детей. В конце святочной
истории Добро должно победить зло хотя
бы на мгновение. Святочный рассказ
всегда содержит нравственный урок,
притчу, пробуждает надежду и любовь в
сердцах читателей.
Одним
из первых писателей
XIX , обратившихся к теме Чуда Рождества,
был знаменитый сказочник Ганс Христиан
Андерсен, который создал «Девочку
с серными спичками» (в некоторых переводах
«Девочка со спичками»). Андерсен написал
"Девочку с серными спичками" по
просьбе издателя альманаха,
предложившего ему ряд иллюстраций. Он
выбрал трогательную картинку, изображавшую
маленькую замерзающую девочку.
Известный
русский классик Федор Михайлович
Достоевский в своей записной тетради
сделал запись: «Ребенок у Рюккерта»,
очевидно ссылаясь
на балладу «Елка
сироты». Как утверждает О.А. Деханова
в статье «Ф. М. Достоевский и Г. Х.
Андерсен: Фантазии и реальность»: «…мы
никогда не узнаем, но можем констатировать,
что два талантливых писателя, представляющих
различные национальные культуры,
воспламенившись
образцом немецкого сентиментализма
(картинка - баллада), думают, чувствуют
и пишут как один человек, только с
разницей в 30 лет…И отличие в том, что
Достоевский уже знал сюжет "Девочки
с серными спичками". По свидетельству
жены Ф.М. Достоевского, А.Г. Достоевской
в апрельском номере журнала "Нива"
за 1875 год , который хранился в библиотеке
Достоевского, была опубликована статья,
посвященная юбилею Г.Х. Андерсена, с
трогательными воспоминаниями писателя
об умирающем на его руках ребенке. А в
августе того же 1875 года умирает сам
датский писатель. И в январском номере
"Дневника писателя" за 1876 год
печатается рассказ Достоевского "Мальчик
у Христа на елке".
Практическая
часть
В
процессе работы над проектом мною были
прочитаны тексты произведений
двух великих писателей: сказка Г.Х.
Андерсена «Девочка
со спичками» и рассказ Ф.М. Достоевского
«Мальчик у Христа на елке». Результаты
наблюдения и выводы изложены в таблицах
1,2.
Таблица
1.
Андерсен
«Девочка
со спичками»
|
Достоевский
«Мальчик
у Христа на ёлке»
|
|
Описание
положение ребёнка до встречи с ёлкой
|
маленькая
нищая девочка с непокрытой головой и
босая. ножки
ее покраснели и посинели от холода.
снежинки садились на ее длинные
белокурые локоны. она
брела голодная и продрогшая. она жила
с отцом на чердаке, где гуляет ветер,
хотя самые большие щели в стенах и
заткнуты соломой и тряпками.
|
в
каком-то огромном городе и в ужасный
мороз был в подвале мальчик, но
еще очень маленький, лет шести или
даже менее. Этот мальчик проснулся
утром в сыром
и холодном подвале. Одет он
был в какой-то халатик и дрожал.
Дыхание его вылетало белым паром, и
он, сидя в углу на сундуке, от скуки
нарочно пускал этот пар изо рта и
забавлялся, смотря, как он вылетает.
Но
ему очень хотелось кушать.
Он несколько раз с утра подходил к
нарам, где на тонкой, как блин, подстилке
и на каком-то узле под головой вместо
подушки лежала больная мать его.
Напиться-то он где-то достал в сенях,
но корочки нигде не нашел и раз в
десятый уже подходил разбудить свою
маму. Жутко стало ему, наконец, в
темноте: давно уже начался вечер, а
огня не зажигали. Ощупав лицо мамы, он
подивился, что она совсем не двигается
и стала такая же холодная, как стена.
"Очень уж здесь холодно", -- подумал
он, постоял немного, бессознательно
забыв свою руку на плече покойницы,
потом
дохнул на свои пальчики, чтоб отогреть
их,
и вдруг, нашарив на нарах свой картузишко,
потихоньку, ощупью, пошел из подвала.
Он еще бы и раньше пошел, да все боялся
вверху, на лестнице, большой собаки,
которая выла весь день у соседских
дверей. Но собаки уже не было, и он
вдруг вышел на улицу.
Господи,
какой город! Никогда еще он не видал
ничего такого. Там, откудова он приехал,
по ночам такой черный мрак, один фонарь
на всю улицу. Деревянные низенькие
домишки запираются ставнями;
на улице, чуть смеркнется -- никого,
все затворяются по домам, и только
завывают целые стаи собак, сотни и
тысячи их, воют и лают всю ночь. Но там
было зато так тепло и ему давали кушать,
а здесь -- господи, кабы покушать!. Мимо
прошел блюститель порядка и отвернулся,
чтоб не заметить мальчика.
|
Подготовка
к рождеству(описание ёлки)
|
Изо
всех окон лился свет, на улице вкусно
пахло жареным гусем - ведь был канун
Нового года. Вот о чем она думала…
она
сидела перед роскошной рождественской
елкой. Эта елка была гораздо выше и
наряднее той, которую девочка увидела
в сочельник, подойдя к дому одного
богатого купца и заглянув в окно.
Тысячи свечей горели на ее зеленых
ветках, а разноцветные картинки, какими
украшают витрины магазинов, смотрели
на девочку.
|
…Как
они
все кричат, бегут и едут, а свету- то,
свету- то! А это что? Ух, какое большое
стекло, а за стеклом комната, а в комнате
дерево до потолка; это елка, а на елке
сколько огней, сколько золотых бумажек
и яблоков, а кругом тут же куколки,
маленькие лошадки
|
Встреча
с Христом, разговор с детьми
|
-
|
-
Пойдем
ко мне на елку, мальчик, - прошептал
над ним вдруг тихий голос.
Он
подумал было, что это все его мама, но
нет, не она; кто же это его позвал, он
не видит, но кто-то нагнулся над ним и
обнял его в темноте,
а он протянул ему руку
|
Встреча
с Христом,
Разговор
с бабушкой
|
-
Бабушка,
- воскликнула девочка, - возьми, возьми
меня к себе! Я знаю, что ты уйдешь, когда
погаснет спичка, исчезнешь, как теплая
печка, как вкусный жареный гусь и
чудесная большая елка!
И
она торопливо чиркнула всеми спичками,
оставшимися в пачке, - вот как ей
хотелось удержать бабушку! И спички
вспыхнули так ослепительно, что стало
светлее, чем днем. Бабушка при жизни
никогда не была такой красивой, такой
величавой. Она взяла девочку на руки,
и, озаренные светом и радостью, обе
они вознеслись высоко-высоко - туда,
где нет ни голода, ни холода, ни страха,
- они вознеслись к богу.
|
-
|
Окончание
рассказа
|
Девочка
снова чиркнула о стену спичкой и, когда
все вокруг осветилось, увидела в этом
сиянии
свою старенькую бабушку, такую тихую
и просветленную, такую добрую и
ласковую.
-
Бабушка,
- воскликнула девочка, - возьми, возьми
меня к себе! Я знаю, что ты уйдешь, когда
погаснет спичка, исчезнешь, как теплая
печка, как вкусный жареный гусь и
чудесная
большая елка!
И
она торопливо чиркнула всеми спичками,
оставшимися в пачке, - вот как ей
хотелось удержать бабушку! И спички
вспыхнули так ослепительно, что стало
светлее, чем днем. Бабушка при жизни
никогда не была такой красивой, такой
величавой. Она взяла
девочку на руки, и, озаренные светом
и радостью, обе они вознеслись
высоко-высоко - туда, где нет ни голода,
ни холода, ни страха, - они вознеслись
к богу.
Морозным
утром за выступом дома нашли девочку:
на щечках ее играл румянец, на губах
- улыбка, но
она была мертва; она замерзла в последний
вечер старого года.
Новогоднее солнце осветило мертвое
тельце девочки со спичками; она сожгла
почти целую пачку.
-
Девочка
хотела погреться, - говорили люди. И
никто не знал, какие чудеса она видела,
среди какой
красоты они вместе с бабушкой встретили
Новогоднее Счастье.
|
И
вдруг ему послышалось, что над ним
запела его мама песенку. "Мама, я
сплю, ах, как тут спать хорошо!"
Пойдем
ко мне на елку, мальчик, - прошептал
над ним вдруг тихий голос.
Кто
же это
его позвал, он не видит, но кто-то
нагнулся над ним и обнял его в темноте,
а он протянул ему руку и... и вдруг, - о,
какой свет! О, какая елка! Да и не елка
это, он и не видал еще таких деревьев!
Где это он теперь: все блестит, все
сияет и кругом куколки, - но нет, это
всё мальчики и девочки, только такие
светлые, все они кружатся около него,
летают, все они целуют его, берут его,
несут с собою, да и сам он летит, и видит
он: смотрит его мама и смеется на него
радостно.
-Мама!
Мама! Ах, как хорошо тут,
мама! - кричит ей мальчик, и опять
целуется с детьми, и хочется ему
рассказать им поскорее про тех куколок
за стеклом.-
Кто вы, мальчики? Кто вы, девочки?-
спрашивает он, смеясь и любя их.
--
Это
"Христова елка",- отвечают они
ему. -- У Христа всегда
в этот день елка для маленьких деточек,
у которых там нет своей елки...- И узнал
он, что мальчики эти и девочки все были
всё такие же, как он, дети, но одни
замерзли еще в своих корзинах, в которых
их подкинули на лестницы к дверям
петербургских чиновников, другие
задохлись у чухонок, от воспитательного
дома на прокормлении, третьи умерли
у иссохшей груди своих матерей, во
время самарского голода, четвертые
задохлись в вагонах третьего класса
от смраду, и все-то они теперь здесь,
все они теперь как ангелы, все у Христа,
и он
сам посреди их, и простирает к ним
руки, и благословляет их и их грешных
матерей...А
матери этих детей все стоят тут же, в
сторонке, и плачут; каждая узнает
своего мальчика или девочку, а они
подлетают к ним и целуют их, утирают
им слезы
своими ручками и упрашивают их не
плакать, потому что им здесь так
хорошо...
А
внизу наутро дворники нашли маленький
трупик забежавшего и замерзшего за
дровами мальчика; разыскали и его
маму... Та умерла еще прежде его; оба
свиделись у Господа Бога
в небе.
|
Таблица
2
Сходство
|
Различие
|
||
Описание
положение ребёнка до встречи с ёлкой
|
Дети
приблизительно одного возраста;
Живут
в непригодных для жизни условиях
(подвал, чердак);
Живут
с одним родителем;
Оба
автора описывают низкий уровень
положения ребёнка: из одежды у девочки
старые туфли которые она потеряла, с
непокрытой головой, а у мальчика какой
то халатик и старенький картузик;
Оба
автора пишут, что матери у девочки и
мальчика умерли- потеряли близких
людей;
Оба
ребёнка страдали от голода и холода;
Дети
пытаются согреться;
Девочка
и мальчик отправляются в город;
|
У
Достоевского указан точный возраст:
6 лет или менее;
Достоевский
описывает, что мальчик раньше проживал
в другом городе, где его кормили и было
тепло, нежели в городе в котором он
находится
сейчас;
У
девочки недавно умерла бабушка, а у
мальчика мама;
Девочка
жила на чердаке с отцом, а мальчик в
подвале с матерью;
Девочка
зажигает спички, а мальчик пытается
зайти в дом богатой барыни;
Девочка
пытается продать спички, чтобы
заработать на пропитание, а мальчик
просить милостыню;
|
|
Подготовка
к Рождеству, описание ёлки
|
Оба
ребёнка попадают в город накануне
праздника;
Их
поражает атмосфера праздника;
Оба
видят ёлку через стекло;
Атмосфера
праздника ассоциируется с праздничным
столом, которое вызвано чувством
голода;
Оба
автора показывают, что дети вынуждены
покинуть праздничную ёлку;
Дети
пытаются спрятаться от несправедливости
взрослых людей, мира сытых и богатых;
|
Девочка
накануне Нового года, а мальчик накануне
Рождества;
У
Андерсена отсутствует описание ёлки
в реальной жизни, только воспоминания
о ней(она видела её в сочельник в доме
одного богатого купца через окно) а у
Достоевского имеется подробное
описание ёлки в доме богатой барыни;
Мальчика
выгоняют с ёлки люди, а девочки гаснет
спичка;
Мальчик
прячется за дровами, в чужой двор, а
девочка скрывается за выступом дома
в уголке;
|
|
Небесная
ёлка(небесный праздник)
|
Дети
«засыпают» и попадают на небесную
ёлку;
На
небесной ёлке умершие люди счастливые
и красивые, вместе со своими близкими;
Оба
ребёнка хотят там остаться;
|
Девочка
встречается с умершей недавно бабушкой,
а мальчик с умершими детьми и мамой;
|
|
«Встреча»с
Христом
|
Дети
разговаривают с умершими родственниками;
Оба
ребёнка счастливы;
|
Девочка
разговаривает с бабушкой, а мальчик
с мамой и
видит самого Иисуса;
Девочка
сжигает все спички, чтобы остаться на
небесах;
|
|
Окончание
рассказа
|
Люди
находят замёрзших детей морозным
утром;
Оба
ребёнка замерзают в ночь перед
праздником;
Оба
произведения имеют трагический финал.
|
Девочка
умирает в последний
вечер Старого года, а мальчик в канун
Рождества;
На
лице девочки улыбка счастья, а про
мальчика не описано.
|
|
Вывод:
|
Маленький
безымянный герой не получает
рождественского подарка от окружающих
его людей, а находит счастье и успокоение
на елке у Христа,
то есть в Царствии Небесном.Герой
погибает.
Писатели
обличают общество, бросающее на
произвол судьбы десятки и сотни
несчастных маленьких детей, лишенных
родительской заботы. Чудо здесь
представлено явлением Иисуса Христа...
Оно совершается в ином,
небесном плане, где чудесное связано
с Богом
Смерть
ведет к обновлению, к воскресению в
жизнь уже вечную. Ребенок замерзает
в студеную зимнюю пору, но, согретый
любовью Спасителя, воскресает уже на
Его Елке , где он обретает все, чего
так не хватало
ему в действительности - свет, тепло,
роскошную елку, любящий взгляд близкого
человека. Дети-герои обретают счастье,
тепло, уют в потустороннем мире. Ребенок
встречается с удивительным равнодушием
со стороны взрослых. И только Христос
готов распахнуть свои объятия для
"униженного и оскорбленного"маленького
человека.
Ничто
не прошло, утверждают писатели, мы в
своей жизни постоянно оказываемся
перед событиями Евангельской истории,
эта история длится и длится в веках,
а мы оказываемся так же жестокосердны,
неотзывчивы, неблагодарны, как
большинство ее первоначальных
участников. Господь постоянно надеется
на нас - и мы столь же постоянно
обманываем Его надежды.
Будто
обращаются с призывом два совершенно
разных человека: «Нельзя забывать о
страданиях детей
не только на земле, но и на небе. Ни
одна слезинка ребенка не может стоить
счастья всего мира.»
|
3.Заключение
В
процессе работы выяснилось,
что
сюжеты Книги Всех Книг – Библии нашли
свое отражение в творчестве двух
великих писателей XIX: Г.Х. Андерсена
и Ф.М. Достоевского. Произведения
Андерсена и Достоевского, «выходя
за рамки книжного повествования,
соотносятся с жестокой действительностью».
Несмотря на разницу в культурах и
возрасте, оба писателя продемонстрировали
глубокое знание и понимание Библии,
ее влияния на современное им общество,
сумели отметить необходимость возвращения
милосердия и сострадания в очерствевшие
сердца взрослых.
4.
Дальнейшее
развитие проекта
В
дальнейшем планируется продолжение
работы по изучению произведений,
отражающих
библейскую историю Рождественского
Чуда: К.М. Станюкович «Елка»,
А.И. Куприн «Чудесный доктор», Л. Андреев
«Ангелочек».
5.
Библиографический
список использованной литературы
- Безбородкина Е.С. Обсуждение вопросов жизни и смерти при изучении рождественских рассказов // http: // www. palomnic. org/bibl_lit/bibl/edu
- Деханова О. А. Ф. М. Достоевский и Г. Х. Андерсен: Фантазии и реальность // Вестник Челябинского ун-та. Серия 2. Филология. 1999.
- Касаткина, Т. "Мальчик у Христа на елке" // http: // www. religare. ru/monitoring48204. htm
- Кирякова Л.В. "Мальчик у Христа на елке" Ф.М. Достоевского и "Рождественская песнь в прозе" Ч. Диккенса. // Литература в школе. - 2003. - № 5. - С.37.
- Копытцева Н.М. Святочный рассказ Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке" // Литература в школе - 2003. - № 5. - С.35-36.
- Святочные рассказы: Рассказы. Проповеди / Предисл., сост., примеч. и слов. М. Кучерской; - М.: Дет. лит., 1996. - 223 с.: ил.
Комментариев нет:
Отправить комментарий