вторник, 5 ноября 2013 г.

Авторский опыт проведения воспитательного коллективно-творческого дела через совместную деятельность (игру) и знакомство с биографиями признанных патриотов России.

Опытом  делится учитель истории МАОУ гимназии №56 г. Томска Пупасова Елена Михайловна














В современной России патриотическое воспитание является неотъемлемой частью воспитания в целом.  Повышение эффективности патриотического воспитания граждан в современных  условиях представляет собой определенную проблему, и ее разрешение, со всей очевидностью, невозможно без вклада в его развитие научных основ. Нужны новые научные разработки определения путей приобщения граждан, особенно подрастающего поколения, к патриотических ценностям, их духовного освоения, исследования наиболее эффективных форм, методов всего многообразия педагогических средств в патриотическом воспитании различных категорий граждан с учетом специфике сфер их жизни и деятельности. Совершенствование и развитие системы патриотического воспитания, как и само патриотическое воспитание граждан,  является постоянным и непрерывным процессом, именно этим, прежде всего, обусловлена объективная необходимость в разработке новой государственной программы патриотического воспитания.  В программе следует значительно больше внимание уделить школам как интегрирующим центрам совместной деятельности государства, семьи и общественных организаций, чтобы школа активнее формировала патриотов своего Отечества. Как отмечает директор Российского государственного военного историко-культурного центра при правительстве  Российской Федерации Ю. П. Квятковский,  в разработке новой программы патриотического воспитания  граждан призваны принять участие практически все федеральные министерства и ведомства, администрации субъектов Российской Федерации, ведущие ветеранские, творческие, научные и общественные организации, религиозные конфессии, что лишь подтверждает важность этой работы [1. С.2]. Если учесть, что формирование патриотического сознания россиян было определено как приоритетное направление в воспитании, то для каждого учителя формирование своего собственного набора методов и приемов воспитания патриотизма является немаловажной задачей.
В данной статье представлен авторский опыт проведения воспитательного Коллективно-творческого дела,   целью которого является воспитание чувства патриотизма и коллективизма, через совместную деятельность (игру) и знакомство с биографиями  признанных патриотов России.
В современном меняющемся мире приемы патриотического воспитания нуждаются в постоянной модернизации. Традиционные методы, безусловно, эффективны, но все же, требуют корректировки в соответствии с учетом особенностей развития молодого поколения, воспитанного на голливудских фильмах и не стремящихся узнать героев-патриотов своей страны. В связи с этим, должны быть разработаны такие методы и приемы, которые не просто будут привлекать внимание к отдельным примерам проявления патриотизма, но, и помогут сформировать у учащихся чувство гордости за своих соотечественников – истинных патриотов. Что же отличает наш метод от других? В данном Коллективно-творческом деле основным определяющим фактором для выбора персонажей обсуждения является свободный выбор учащихся в соответствии с их собственным представлением о том, что же такое патриотизм. 
Далее будет представлен примерный сценарий проведения  Коллективно-творческого дела, призванного, прежде всего, заинтересовать учащихся, задуматься о своем определении патриотизма и попытаться его обосновать.
Задачи Коллективно-творческого дела:
1) Познакомить учащихся с жизнью великих русских полководцев.
2) Сформировать представление о роли патриотизма в современном мире.
3) Развить чувство коллективизма и сплоченность в классе, выявить
творческие и ораторские способности учеников, для их дальнейшего развития.
Данное мероприятие проводится в виде игрового классного часа и совместного изготовления информационных листов - газет. Так как велением времени  является повышение эффективности форм и методов патриотической работы с использованием  новых технологий усилением воздействия Интернет-ресурсов  в патриотическом воспитании граждан [1. С.3], возможно так же создание компьютерных презентаций в формате Microsoft PowerPoint.
1.  Учитель заранее делит класс на две команды и  задает ученикам на дом приготовить сообщение о великих русских полководцах разных лет (Например: «Александр Невский» и «Константин Рокоссовский»). Лучше будет, если учащиеся заранее сформулируют для себя определение патриотизма и в соответствии с ним выберут личность, являющуюся патриотом. 
2. В начале урока учитель поизносит вступительное слово о патриотизме и его роли в жизни современного общества и объясняет правила проведения Коллективно-творческого дела:
А) Среди приготовленных ими статей и  иллюстраций ученики должны наиболее яркие и информативные, и с помощью подручных средств (ватман, клей, фломастеры, краски, ножницы и т. п.) изготовить информационный листок в виде газеты (участвуют все члены команды). Если же это создание презентации, то ученики должны создать информативные слайды.
 Б) Завершив изготовление газеты (презентации), ученики должны изложить свою формулировку ответа на вопрос  «Что такое патриотизм?»
 В) Использую газету (презентацию) в качестве иллюстрации к рассказу о полководце  ученики должны доказать, что данный человек патриот Родины и, что чувство патриотизма не является признаком какой-либо отдельной исторической эпохи (для этого специально выбираются герои разных лет).
Г) Далее учитель и ученики вместе формулируют определение «патриотизм» для газеты (презентации), завершая тем самым ее изготовление. Так же можно провести дискуссию на основе предложенных учителем определений понятия «патриотизм». Например: «Патриотизм (от греческого «патрис» – родина) – это чувство любви к своему Отечеству, готовность подчинять свои личные и групповые интересы общим интересам страны, верно служить Родине и защищать её» [2. С.424]. В завершении данного классного часа учитель предоставляет слово всем желающим высказаться на тему «Патриотизм и патриоты в современном мире». И предлагает им подумать, над вопросом «А не пора ли нам становиться патриотами планеты?».
Прогнозируемым и ожидаемым результатом проведения данного коллективно-творческого дела, должна стать активизация учеников в направлении повышения гражданского самосознания.
Известны такие традиционные методы воспитания патриотизма, как тематические классные часы, экскурсии в музеи военной славы, встречи с ветеранами [3. С.78]. Они в целом действенны, но все же могут оказаться непродуктивными.  В том смысле, что они  будут восприняты учащимися лишь как частный пример исторических событий, к которым они не имеют никакого отношения. Цель нашего метода воспитать в учащихся чувство сопричастности. То, что основная часть организации, разработанного нами Коллективно-творческого дела, ложится на плечи детей повышает продуктивность процесса воспитания патриотизма учащихся. Ведь для успешного создания проекта они должны, прежде всего, определить для себя, что такое патриотизм. И в соответствии с этим определением выбрать героический пример из военной истории нашей Родины, которой наиболее ярко отражает своеобразие русского патриотизма в их личном понимании. Современные школьники, безусловно, нуждаются в воспитании патриотизма и дабы они поняли всю важность данной стороны их воспитания педагогом необходимо их заинтересовать. Помимо всего вышеперечисленного, на основе результатов проведения данного Коллективно-творческого дела можно сделать выводы необходимые для дальнейшей работы, направленной на патриотическое воспитание, корректируя или развивая представления о патриотизме учеников, которые они покажут в ходе предложенного Коллективно-творческого дела.



Литература:
1. Докучаев А.В. Современные стандарты новой программы патриотического воспитания. // Патриот отечества. 2008. №1.  с.2-4.  
2.Педагогика. Большая  современная энциклопедия. Минск 2005. с.720.
3. Шеголев А.А. Гражданское патриотическое воспитание  школьников в СССР. // Педагогика. 2007. №9. с.76-86.