четверг, 7 ноября 2013 г.

Пути анализа слова в тексте на уроках русского языка

В  разработке учителя русского языка и литературы МАОУ гимназии №56 Михайловой Ольги Геннадьевны представлен практический материал для изучения темы «Прямое и переносное значение слова».










Последние психолингвистические исследования и исследования по коммуникативной стилистике текста подтверждают, что коммуникативность присуща не только предложению: коммуникативным потенциалом обладает каждое слово. Поэтому без внимания к отдельному слову невозможно развивать ни устную, ни письменную речь учащихся.

Анализ практического материала школьных учебников позволяет говорить о том, что как теоретический, так и практический материал по каждой из лексических тем требует дополнительной разработки. Опыт работы по данному разделу грамматики позволяет представить материал, который, на наш взгляд, поможет педагогу расширить и углубить знания обучающихся в области лексикологии и развить соответствующие навыки и умения.

В данной разработке представлен практический материал для изучения темы «Прямое и переносное значение слова».

В основу выявления типов лексического значений слова (согласно типологии лексических значений В.В Виноградова)1 положены разные основания, разные признаки: учитывается степень семантической мотивированности значения, а также связь значения слова с объектами действительности. На этом основании выделяются прямые и переносные (непрямые) значения.

Прямое значение непосредственно указывает на явление действительности, то есть непосредственно соотнесено с предметом или отдельными его признаками. Переносные значения слова указывают на явления действительности опосредованно, поэтому они сохраняют яркую образность, которая ощущается носителями языка. В словаре такие значения отмечаются пометой "перен".

При выделении типов лексических значений также учитываются возможности лексической сочетаемости слов. На основе этого признака выделяются свободные и несвободные (фразеологически связанные, синтаксически обусловленные и конструктивно ограниченные) значения. Слова в свободных значениях характеризуются широкой сочетаемостью с другими словами, сочетаемость свободных значений ограничена языковыми условиями.

Кроме того, учитывается характер выполняемых функций у значений. На этом основании выделяются номинативные значения и экспрессивно- синонимические (ср, лошадь - кляча, бессмысленность - ахинея).

Так, например, слово зерно имеет три значения: 1. Плод и семя злаков. Семя растений. Ячменное зерно. Конопляное зерно. 2. Отдельная частица, крупинка какого-то вещества. Жемчужное зерно. Зерно пороха. 3. перен. Зародыш, исходное начало; ядро чего-то. Рациональное зерно. (Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Русский толковый словарь. - 5-е изд., стереотип. - М.: Русский язык,1998) .

Таким образом, значения 1 и 2 являются прямыми, значение 3 - переносным; значения 1 и 2 слова зерно являются свободными, значение 3 - конструктивно ограниченным.

При работе со словом в тексте важно, чтобы обучающиеся пользовались толковым словарем, что поможет им представить всю семантическую структуру многозначного слова. В качестве примера можно продемонстрировать работу со словом в 7-ом классе. Предлагается следующее задание: прочитайте толкования слова глухой, помещенные в словаре, и проиллюстрируйте примерами каждое из значений.

Глухой - 1. Полностью или частично лишенный слуха. 2. Незвонкий, приглушенный, неясный (о звуках, обычно низких). 3. Густо, сплошь заросший; дикий. 4. Находящийся далеко в глуши, в малонаселенных местах; захолустный. 5. Совершенно закрытый; сплошной, без отверстий. 6. перен. Такой, когда прекращается движение, замирает жизнь2. В результате были подобраны следующие примеры: глухая тайга, глухая осень, глухой старик, глухой голос ,глухая деревушка, глухая полночь, глухие ставни, глухой бор, глухой забор, глухой мальчик и др.

В старших классах задание следует усложнить: подобрать в качестве иллюстраций текстовые фрагменты.

1. Старуха на все мои вопросы отвечала, что она глуха, не слышит (М. Лермонтов).

2. И долго на меня опять смотрела, как глухонемая,

И головы седой не поднимая, опять сидела у огня.

Что снилось ей? Весь этот белый свет,

Быть может, встал пред нею на мгновенье?

Но я глухим бренчанием монет

Прервал ее старинные виденья...

(Н. Рубцов. Русский огонек)

3. В леса глухие, в самый древний град

Плыл пароход, разбрызгивая воду, -

Скажите мне, кто был тогда не рад?

Смеясь ходили мы тогда по пароходу.

( Н. Рубцов. Последний пароход)

4. По холодной осенней реке пароход последний плывет, -

Скоро, скоро в глухом городке зазимует районный флот.

(Н. Рубцов.По холодной осенней реке...)

5. Это был большой дом, обнесенный глухой каменной стеной, похожей на крепостную. (В. Казакевич. Весна на Одере)

6. Какой покой! Здесь разве только осень

Над ледоносной мечется рекой,

Но крепче сон, когда в ночи глухой

Со всех сторон шумят вершины сосен...

(Н. Рубцов. В сибирской деревне).

Такую работу можно проводить, используя другие многозначные слова. Если нет текстовых фрагментов, берите необходимые примеры или составьте их самостоятельно.

Лексический анализ слова желательно проводить в тексте, на основе текста, определяя разные значения слова и его связи с другими словами. Такой анализ укрепляет представление о слове как об основной единице языка, дает понимание того, насколько важно рассматривать слово в системе текста и системе языка.

Сложно предусмотреть в схеме анализа текста все ресурсы лексики, поэтому следует делать акцент на наиболее распространенных и легко поддающихся описанию. Например, отметить и объяснить употребление в тексте стилистически окрашенной лексики (высокая, поэтическая, разговорная, сниженная).

При необходимости можно предложить объяснить использование слов ограниченной сферы употребления или принадлежащих к пассивному запасу языка. Под лексикой, которая ограничена сферой употребления, обычно понимаются диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы. Под лексикой пассивного запаса понимаются неологизмы и устаревшие слова (историзмы и архаизмы).

В тексте могут присутствовать ярко выраженные заимствованные слова. Заимствования могут быть нейтральными или стилистически окрашенными, как, например, стилистические старославянизмы, слова, освоенные, но подвергшиеся своеобразной адаптации в речи малограмотных людей ("Левша" Н. Лескова: "... в самом главном зале огромные бюстры и посередине под валдахином стоит Аболон полведерский..."); экзотизмы и т.д.

Следует обязательно отметить и объяснить употребление в тексте синонимов, антонимов, омонимов и паронимов.

Можно предложить показать и объяснить случаи отступления от языковых правил (стандартов); выявить соотношение предметных и оценочных элементов слова благодаря наличию уменьшительных, увеличенных или уничижительных суффиксов: так , в стихотворении В. Маяковского "О дряни" в слове спаленка (Свили уютные кабинеты и спаленки) отчетливо проявляется отрицательно-пренебрежительное отношение автора к "мещанскому сословию".

Следует помнить о возможности индивидуально авторских оттенков в значении слова в рамках контекста: например, в пьесе Э. Радзинского "Обольститель Колобашкин" в репликах героини часто употребляется слово спина:"Какая у него удивительная спина... Сейчас она закончит писать, побежит на работу, и я вновь увижу эту потрясающую спину в дверях... Нет, это уже просто баллада о спине, поэма спины, песнь песней спины! Это говорящая спина... Она говорит: видишь, он сидит к тебе спиной и равнодушно бормочет какую-то чушь...". Совершенно очевидно изменение оценочного элемента в слове: от влюбленно-восторженного до отчужденно-осуждающего.

В процессе работы также необходимо проанализировать тропы; отметить использованные фразеологические обороты, пословицы и поговорки, объяснить их роль в тексте.

О роли слова не следует забывать при любом виде анализа текста. АА. Блок писал: "Всякое стихотворение - покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звезды. Из-за них существует стихотворение". Но не только стихотворение. Не случайно в тексте выделяются так называемые ключевые слова. Ключевое слово может сразу бросаться в глаза своей необычностью или ничем не выдавать себя внешне, просто очень часто повторяться. Тогда оно будет играть и очень важную конструктивную роль, служа опорой языковой структуры произведения. Например, при описании Анны Карениной Л. Толстой обыгрывает разные формы слова прелестно: "Она была прелестна в своем простом черном платье, прелестны были ее полные руки с браслетами, прелестна твердая шея с ниткой жемчуга, прелестны вьющиеся волосы расстроившейся прически, прелестны грациозные легкие движения маленьких ног и рук, прелестно это красивое лицо в своем оживлении; но было что-то ужасно и жестокое в ее прелести."

Слово - это мельчайшая единица языка, но без него невозможно создание текста.

Список литературы:

  1. Аникин А.И. Употребление однокоренных слов в предложении. М., 1965.
  2. Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики. М., 1981.
  3. Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста.
  4.  Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку 
  5.  Виноградов В.В. Проблемы русской стилистики. М., 1981.
  6. Лопатин В.В., Лопатина Л.Е. Русский толковый словарь. - 5-е изд., стереотип. - М.: Русский язык,1998