воскресенье, 17 ноября 2013 г.

Макариевские чтения. Секция «Духовно-нравственное воспитание в условиях ФГОС» г. Колпашево

Никифорова Татьяна Георгиевна, заместитель директора по воспитательной работе СОШ №7 г. Колпашева





Publish at Calameo or read more publications.


Салина Лидия Александровна, заместитель директора по учебной работе Тогурской начальной школы








Макариевские чтения  г. Колпашево12 ноября 2013 год.
Выступление учителя МБОУ «Тогурская НОШ»
Салиной Лидии Александровны (из опыта)
по теме: «Духовно-нравственное воспитание
как часть общего воспитания младшего школьника»

Огромное значение духовно-нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с давних времён. Воспитание человека не может сводиться только к его образованию и умственному развитию,  на первый план в воспитании выходит нравственное формирование личности.  В нравственном воспитании учащихся начальных классов весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств.
 Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как и общество, и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Культура России исторически формировалась под воздействием Православия, и все ее сферы глубоко связаны с Православием. 

В  то  время,  когда учёная  общественность  бурно дискутирует о том, каким быть нравственному образованию молодёжи, о месте и роли религии в воспитании  и, в частности, православия в нём, - мы, представители педагогического сообщества,   успешно проводим  уроки  православной культуры, которые дарят радость  детям,  с благодарностью восприняты  родителями, несут пользу не только воспитанникам, но и воспитателям. 
Воспитание детей – дело рискованное. Ибо в случае удачи последнее приобретается ценой большого труда и заботы. В случае же неудачи горе не сравнимо ни с каким другим.
Хочу поделиться опытом работы по духовно-нравственному воспитанию школьников  в  нашей школе.
Возможность изучать православную культуру появилась у обучающихся нашей школы  с  2005  года, когда на базе  школы была открыта Православная Воскресная школа.   Ребята отмечали православные праздники, мастерили поделки, были организованы районные выставки детских рисунков. 
Введение в учебную программу предмета «Основы православной культуры» является  актом восстановления исторической справедливости в  отношении  Русской Православной Церкви, в арсенале которой богатейший опыт духовно-нравственного воспитания  личности. 
Положительным моментом введения курса ОРКСЭ является усиление интереса школьников  к прошлому своей страны, её культуре, традициям своей семьи. Особый интерес представляет тесная взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности в рамках предмета, работа с родителями, семьей ребенка.
Сильной стороной курса является использование современных интерактивных методик, которые в свою очередь повышают эффективность внедрения курса в учебный процесс и его результативность.

Поскольку я являюсь учителем начальных классов, у меня есть уникальная возможность интегрировать православие с другими учебными предметами: литературой, трудовым обучением, изобразительным искусством.
В процессе ведения учебного курса «Основы православной культуры» широко применяю современные образовательные технологии (анализ проблемных ситуаций, тренинги практических навыков, деловые, ролевые игры, коллективно-групповая, проектная деятельность), систематически использую компьютерную технику, интерактивное и мультимедийное оборудование, что позволяет наиболее полно включать иллюстративный материал, интерактивные модели в учебное занятие. 
Необходимое условие для создания интереса у учащихся к содержанию обучения и к самой учебной деятельности – это использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности, то есть возможность проявить в учении умственную самостоятельность и инициативность.
Бесспорно, воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения, государства и церкви. 
  Священники Тогурской Воскресенской церкви -  частые гости в нашей школе. Дети с интересом слушают их, задают вопросы и с нетерпением ждут новых встреч.  Ежегодно при изучении тем «Храм» и «Икона» мы посещаем церковь. Священнослужители проводят экскурсии, рассказывают об устройстве храма, о том кто, когда и как писал иконы. И поверьте мне, лучше и полезнее таких уроков быть не может. 

Вижу большую результативность работы по ОПК в творческом содружестве с социальным партнёром школы: сельской  библиотекой, представителями Тогурского Воскресенского храма. Выставки поделок из природного материала тогурских умельцев, народные игры, гадания, фольклор – далеко не всё, что предлагают сотрудники библиотек. 

Задатки творческих способностей присущи  любому нормальному ребенку. Я стараюсь  раскрыть их и развить.  Традиционными становятся в нашей школе  выставки рисунков и поделок обучающихся к Рождеству и Святой Пасхе.  В январе 2013г. я организовала школьную выставку «Рождественский калейдоскоп». Меня порадовало активное участие детей и родителей, которые представили на выставку работы, выполненные  в различной технике из различных материалов. Всего было представлено более 60 работ. Итоги подводили совместно с отцом Алексеем, который вручил победителям  дипломы и сладкие призы.
В октябре 2013г. наши ребята участвовали в олимпиаде «Духовная культура Отечества», третье место у Репникова Никиты.
В региональном этапе конкурса «Красота Божьего мира» участвовало 5 обучающихся 2-4-х классов. 6 призовых мест в конкурсе фотографий «Томск православный». 4 ноября группа победителей этого конкурса, обучающиеся 2 а класса, вместе с родителями побывали на награждении в Томске, посмотрели концерт. Считаю, что это несомненно оставит добрый след в душе ребёнка и его родителей.
Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.
Мои ученики  совместно с родителями создали следующие проекты: «Православные праздники», «Главная книга христиан», «Пасха красная». Таких работ на сегодняшний день в моей копилке порядка 30 – 40.
С лучшими проектными работами мы выходим на областные конкурсы. Так Сидоренко Виктор в марте 2012 года принял участие в областной олимпиаде по комплексному учебному курсу «ОРКиСЭ».  Итог – 5 место, диплом за творческую работу. Виктор вместе с родителями выполнял творческий проект «Традиции моей семьи». 
Головко Ирину, Тютякову Яну заинтересовала тема «Храм», и они выполнили исследовательскую работу по теме «Тогурская Воскресенская церковь как часть истории страны». Свой труд девочки представили в марте  2012 года на  региональной научно-практической конференции  школьников «В мир поиска, в мир науки, в мир творчества!» 
Участие детей и родителей в совместных проектах делает семьи более крепкими, сохраняются семейные традиции. 65% родителей отметили, что с удовольствием выполняют совместные проекты.




Духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно-нравственного воспитания, а основной формой - служение добру, служение людям. Милосердие. Что означает это слово? И, главное, как воспитывать милосердие в детях? Можно ли и нужно воспитывать милосердными детей в наше трудное и все еще недоброе время?

Считаю, что это необходимо делать. Формирование активной, нравственно-духовной личности невозможно без участия детей в социальной и благотворительной работе. Пятый год успешно работает клуб волонтёров «Будьте здоровы!». В текущем учебном году наставник школьных волонтёров – Прилуцкая Т.А. Большинство волонтёров – дети из неблагополучных семей.  Надеемся, что занятия в клубе сделают этих ребят  чище, добрее, милосерднее. 


Совместно с Татьяной Александровной мы разработали проект «Дети для детей». Цель проекта: воспитание любви к ближнему, чувства сострадания, оказание психологической  и материальной помощи.  В рамках данного проекта в апреле прошла весенняя  Неделя добра. В импровизированном магазине «Добрый» нуждающиеся школьники могли выбрать себе мягкую игрушку, книгу, канцтовары, обувь, вещи. Довольны остались все: и те, кто поделился,  и те, кто получил необходимое. 
Постоянно задаю себе вопрос, насколько эффективны мои занятия. Для этого постоянно провожу диагностику, что хорошо, что плохо, как сделать лучше.
На вопрос анкеты какими качествами вы хотите обладать?
90%  опрошенных ответили, что хотят быть милосердными
89% - ответственными
81% -честными
45% - обязательными


По книжкам научиться любви очень тяжело. Несколько раз в году педагоги и учащиеся совершают благотворительные поездки в дом-интернат. Думаю, что такие мероприятия станут частью воспитательной работы. Ведь ребята должны видеть и грустную сторону жизни со старостью и одиночеством, болезнями и заброшенностью.




И старики, и дети, и работники дома-интерната понимают, что подобные уроки милосердия ребята запомнят навсегда, и, будучи взрослыми они не оставят без внимания слабого и беззащитного. Какими станут сегодняшние наши школьники, что принесут они  обществу, выйдя за порог школы – любовь и милосердие или расчетливый цинизм? Сумели ли мы, педагоги, воспитать  их душу, научили ли противостоять порокам современного мира?  Ответ на этот вопрос покажет время. 


По мнению Роберта Шума
«Сластями, печеньями и конфетами  нельзя вырастить из детей хороших людей,  подобно телесной пище,  духовная тоже должна быть  простой и питательной». Я полностью разделяю его мнение. 


Духовно-нравственное воспитание как составная часть общей культуры младшего школьника