воскресенье, 10 ноября 2013 г.

Крестное знамение

Самым важным знаком и символом для православного христианина является крестное знамение, то есть наложение на себя с помощью руки знака креста. Какие же значения этого действия? Об этом рассказывает настоятель храма св. Николая Чудотворца Игорь Ельсуков.




Знаки и символы постоянно сопровождают человека. Пожатие рук обозначает приветствие, поднесение ладони к фуражке у военных - отдание чести, поднятие вверх руки со сжатым кулаком - протест и т.д. Самым же важным знаком и символом для православного христианина является крестное знамение, то есть наложение на себя с помощью руки знака креста. Какие же значения этого действия?

1. Исповедание веры. Для крестного знамения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони. Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога-Отца, Бога-Сына и Бога-Духа Святого как Единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, прижатые к ладони, означают, что Сын Божий, по сошествии Своем на землю, будучи Богом, стал Человеком, то есть означают Его две природы - Божественную и человеческую.

2. Освящение своих чувств. Осеняя себя крестным знамением, мы возлагаем сложенные пальцы на лоб для освящения нашего ума, на живот для освящения наших внутренних чувств, потом на правое и левое плечи для освящения телесных сил. Христианин осеняет крестным знамением и то, с чем входит в соприкосновение, (например: пищу, одежду, жилище) тем самым посвящая предметный мир Богу.

3. Охранительное. Крестное знамение, налагаемое с верой, дает силу отражать действия падших духов, преодолевать искушения и страсти. Недаром в многих случаях из житий святых мы видим, что они отражали действия падших духов с помощью крестного знамения.

Крест - это торжество Божьей любви к падшему человеку, он таинственно связан с Воскресением Христовым. Осеняя себя крестным знамением, человек становится сопричастным спасительной силе Креста Христова. Крестное знамение нужно изображать на себе с живой верой в распятого и воскресшего Бога, с благоговением и смиренным сознанием, что мы можем умилостивить Господа не своими заслугами, а только надеждой на Его милосердие. Поэтому необходимо отбросить суеверные представления, что само по себе крестное знамение или ношение крестика являются «защитой от злых сил». Сам по себе знак ничего не стоит без внутреннего духовного участия и искренней веры в силу Креста.

Древнейшие письменные свидетельства об употреблении крестного знамения принадлежат Тертуллиану (II век): «При всяком успехе и удаче, при всяком входе и выходе, при одеянии и обувании, приступая к трапезе, возжигая светильники, ложась спать, садясь за какое-либо занятие, мы ограждаем свое чело крестным знамением».

Следует отметить, что самому виду крестного знамения не стоит придавать значение догмата. Церковная история свидетельствует о разных традициях сложения крестного знамения: трехперстии, старообрядческом двуперстии, древнем единоперстии - сохранилось в некоторых древневосточных церквах, латинской - крестятся всей ладонью слева направо. Напомним, что каждая традиция подразумевает свои символы при перстосложении: трехперстие - Троица, двуперстие - две природы во Христе, одноперстие - единство Божества.