воскресенье, 11 августа 2013 г.

Работа обучающейся МАОУ гимназии №56 Егоровой Ирины "Холокост наоборот"

Холокост наоборот
Что такое холокост, я проходила на уроках истории, но не задумывалась о том, что это явление может коснуться или уже коснулось моей семьи. Ведь многие думают, что холокост был направлен только против евреев. А в переводе с др.-греч. ὁλοκαύστος  слово холокост означает «истребление, сжигание целиком, всесожжение». И мало кто задумывался, что в нашей стране тоже было истребление других народов.

Великая Отечественная война. Это огромное по своим масштабам событие оставило свой след, пожалуй, в историях многих людей. Я хочу рассказать вам о своей семье, которую война коснулась самым непосредственным и неприятным образом.
Семья моей бабушки Савченко (в девичестве Габергорн) Марии Андреевны по линии матери - чистокровные немцы. Их предки во времена Петра I переехали в Россию и поселились на реке Волге, где стали основываться целые поселения немцев, сохранившие свою чистокровность вплоть до ХХ века. Оттуда и были родом бабушкины родители Габергорн Андрей Андреевич (15.08.1915 г)и Анна Егоровна (28.01.1919 г). С начала войны их сослали в Омск, где родилась моя бабушка. Семью везли в телячьих загонах: деревянные перегородки, на полу сено. Немцев, хоть и «русских», приравнивали к скоту. Повезло в том, что семья ехала вместе, ведь многих разъединяли. Вещей с собой много нельзя было брать, только самое основное (документы). По приезду мужчин семейства забрали в трудармию, что было равносильно тюрьме: большие физические нагрузки (работа на лесоповале), ужасающие условия проживания и отсутствие еды - выживал сильнейший. (Позже труд-армия дала о себе знать: у Андрея Андреевича развилась язва желудка, из-за чего он скончался в 43 года. Четыре года спустя умерла Анна Егоровна от такой же болезни).

Каждый год члены семьи должны были отмечаться (подобная процедура проводится на вольных поселениях). По окончании войны прадеда выпустили из трудармии. Так как вся семья - немцы, хоть и жившие несколько столетий в России, их никто не любил, в свой адрес они слышали неоправданные оскорбления, терпели всяческого рода унижения. Отца семейства брали только на тяжелую и грязную работу. Соответственно зарплата была низкой - на нее 5 детей не прокормишь. Приходилось подрабатывать на свадьбах, играя на скрипке. (Прадед мой был необычайно талантлив: с хорошим слухом, чувством такта и ритма, он виртуозно играл на скрипке и в такт песне танцевал вприсядку). Да и добрые люди помогали кто чем.

Бабушка рассказывала о случае, произошедшем с ней в начальной школе: один мальчик назвал ее фашисткой, разозлившись, она ударила его и сломала ему нос. Дети позвали классную руководительницу Костину Марию Ивановну (бабушка до сих пор не забыла ее имя) разобраться - все считали виноватой бабушку. Целый урок учительница объясняла классу, что она не виновата в своем немецком происхождении. Моя бабушка до сих пор вспоминает Марию Ивановну с благодарностью. Ведь в то время было рискованно защищать немцев, не каждый смог бы так поступить.
После окончания войны народ направляли на поднятие целины в Казахстан. Было много добровольцев – все считали Казахстан золотой жилой. Семья бабушки решила переехать (приблизительно 1948 год), так как во время ссылки родственников по линии моей прабабушки сослали в Казахстан.
На данный момент в России существует множество центров реабилитации жертв репрессий. Людям выдают пособия, бесплатные путевки в санатории, дарят подарки; по праздникам бабушку вместе с дедушкой приглашают на различные мероприятие, где всегда накрыт огромный стол, ломящийся от разнообразия еды.
Конечно, бабушке очень приятно - ей всегда хотелось получить помощь, поддержку. С одной стороны, лучше поздно, чем никогда, а с другой, начинаешь задумываться: надо было ли так унижать народ, обделять, морить голодом, чтобы потом через несколько лет, пытаясь загладить вину, приглашать на праздники.
На этом можно было закончить рассказ о бабушкиной семье , но странная история произошла с другими моими родственниками- дедушкой по папиной линии. Прадедушка (по папиной линии), чистокровный русский прошел не одну войну от и до, в том числе и Великую Отечественную. Попал в фашистский лагерь, но бежал оттуда. Странно, но по прибытии на родину его посадили в советский лагерь как врага народа. Он сражался за свою страну, чтобы в итоге оказаться в ее глазах врагом?! По окончании Великой Отечественной войны Советский Союз должен был начать войну с Японией. Ее начало - 8 августа 1945 года. И почему-то прадеда сразу выпускают и отправляют на эту войну. После некоторого времени он возвращается домой. И, как это часто бывало в то время, на него пишут донос. Опять он – враг народа!
Хочу вернуть вас к истории семьи по маминой линии. После распада СССР многие наши родственники и знакомые немцы не могли находиться здесь – все равно они фашисты. Выход виделся в переезде в Германию. Но там их встретили словами: «Эти русские свиньи»…
На данный момент бабушка проживает в Кемеровской области. Когда я спросила, почему она не переехала вместе с остальными, баба ответила: «Моя родина - Россия. Я здесь родилась. Чего я только не натерпелась, но государство дало мне образование и работу. Уехать – значит предать». Мало того, моя бабушка закончила Казахстанский педагогический университет и до пенсии и после работала УЧИТЕЛЕМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ!

Кто же они в итоге? Немцы, жившие в России? Или Русские с немецким родным языком? Где же их Родина? Почему же происходит так, что люди оказываются ненужными своему государству? Следует ли считать эти истории уроками холокоста?