вторник, 20 августа 2013 г.

Как хорошо уметь читать! (кое-что из истории Букваря)

Книгу первую мою
Берегу я и люблю.
Хоть пока и по слогам,
Я ее читаю сам –
И с конца, и с серединки,
В ней красивые картинки,
Есть стихи, рассказы, песни.
С книгой жить мне интересней! 
Дорогому Букварю
Говорю: “Благодарю!”
Если мамы дома нет,
То не стану я скучать,
Я зажгу настольный свет,
Чтобы книжку почитать.


Без букваря не обходится ни один малыш, потому что эта книга дает всем людям дорогу к получению знаний. Недаром столько написано стихов про букварь, ведь он запоминается всем людям на всю жизнь!

Мне теперь не до игрушек -
Я учусь по букварю,
Соберу свои игрушки
И Сереже подарю.

Деревянную посуду
Я пока дарить не буду.
Заяц нужен мне самой -
Ничего, что он хромой,

А медведь измазан слишком...
Куклу жалко отдавать:
Он отдаст ее мальчишкам
Или бросит под кровать.

Паровоз отдать Сереже?
Он плохой, без колеса...
И потом, мне нужно тоже
Поиграть хоть полчаса!

Мне теперь не до игрушек -
Я учусь по букварю...
Но я, кажется, Сереже
Ничего не подарю.

 Первый печатный «Букварь» вышел в свет 20 августа 1634 года . Стоил он 1 копейку, а размером  примерно с кошелек, с обложкой  из натуральной кожи.

 Сегодня в мире существует единственный экземпляр этой книги. Он принадлежит библиотеке Гарвардского университета США. Приобретен был в 1950 г., и только в 1955 г. мир увидел полную фотокопию неизвестного до этого учебного пособия. 

Любопытно, что в Гарвард букварь попал из Парижского собрания С.П. Дягилева. 

Книга не имеет никакого заглавия, поэтому ее называют еще и азбукой, и грамматикой. Составлена она из пяти 8-листных тетрадей, что соответствует 80 страницам. На каждой странице по 15 строк. Написан букварь на старославянском языке. Иван Федоров сам тщательно подбирал материал для включения в свой первый букварь. В послесловии о своей роли составителя он написал: "еже писах вам, не от себе, но от божественных апостол и богоносных святых отец учения, … от грамматикии мало нечто ради скорого младенческого научения". Некоторые исследователи сравнивают труд по созданию этого букваря с научным подвигом. Ведь Иван Федоров проявил себя не только как выдающийся мастер книжного дела, но и как талантливый педагог. Впервые азбука пыталась внести в процесс обучения чтению элементы грамматики и счета (часть текста была поделена на мелкие нумерованные параграфы). Кроме того, в детском учебнике изложены поучения о воспитании, которое совершать нужно "в милости, в благоразумии, в смиренномудрии, в кротости, долготерпении, приемлющи друг друга и прощение дарующе". 

А вот так выглядела страница букваря Симеона Полоцкого в 1679 году:


Это стихи из букваря Кариона Истомина:

Како кто хощет видом си познати,
‎в первых вещей сих будет то писати.
Киты суть в морях, кипарис на суши,
‎юный, отверзай в разум твоя ушы,
 В колесницу сядь, копием борися,
‎конем поезжай, ключом отоприся.
Корабль на воде, а в дому корова,
‎и кокошь в требу и людем здорова.
Отложи присно тщеты недосуги,
‎колокол слушай, твори в небе други!

 Букварь был поднесен автором царице Прасковье Федоровне, жене царя Ивана Алексеевича, в день её рождения 14 октября 1693 г. и предназначался, вероятно, для трёх её дочерей. Особенностью букваря является то, что он основан на наглядном методе обучения.  Названия предметов, начинающихся с буквы к, сопровождались в букваре изображениями кита, кипариса, колесницы, копья, ключа, ко­рабля, коровы, курицы (кокоши) и колокола.

А это букварь, который  выдержал 8 изданий. С 1937 года по 1945 год наша советская школа пользовалась этим букварем как стабильным в течение 10 лет. Это букварь Николая Михайловича Головина. Политическое развитие СССР в 30-е годы сказывалось и на системе образования, поэтому букварь политизирован. На странице 39 рассказ «День Октября», где говорится о праздничной демонстрации. На странице 40 портреты В.И. Ленина и И.В. Сталина. Для списывания даны слова Ленин, Сталин; предложение: Сталин - наш вождь. На странице 62 стихотворение «Письмо Ворошилову», его портрет. Заканчивается букварь стихотворением «Спасибо великому Сталину».








Классическое предложение МАМА МЫЛА РАМУ появилось только в букваре 1960-х годов.



И вот уже более знакомый букварь.




Комментариев нет:

Отправить комментарий