четверг, 22 августа 2013 г.

Основы семейных духовно-нравственных ценностей в «Домострое»

Учитель русской словесности
гимназии № 56 г. Томска
Михайлова О.Г.

Духовно-нравственное развитие ребенка во многом определяет семья. Именно в ней закладываются определенные устои, традиции, формируются семейные моральные и нравственные принципы. Влияние семьи на становление и развитие личности имеет глубокие корни. Во все времена все народы всегда стремились придерживаться семейных традиций и защищать свою семью и свой род.

На Руси всегда большое внимание уделялось семейному воспитанию. Семейная тема всегда была актуальной в православной культуре. За долгие годы существования Древняя Русь накопила богатейший опыт семейной культуры, основанной на высоких моральных качествах и ценностях православия. Возникла необходимость в обобщении многовекового опыта и передачи его потомкам. В древнерусской литературе обобщение соседствует с поучением: шестнадцать поучений, как духовных, так и хозяйственных, написал митрополит Даниил; давал советы экономические царю публицист Иван Пересветов.

Одним из наиболее ярких произведений средневековой Руси является уникальный свод духовных, административных, хозяйственных и моральных устоев - «Домострой». Составителем «Домостроя» принято считать духовного наставника Ивана Грозного Сильвестра, сподвижника митрополита Макария, протопопа Благовещенского собора в Москве, который обработал и дополнил сложившийся, видимо, «Домострой» - сугубо назидательную книгу. Памятник древнерусской литературы первой половины 16 века сложился на основе самых разных источников: деловых, хозяйственных, нравоучительных сочинений.
Смысл названия «Домострой» определяется не только учением о том, как дом строить, если иметь в виду «дом» в прямом смысле – жилище, состоящее из стен, пола и потолка. Под этим понятием подразумевается уклад, порядок, заведенный в семье, и «облик обжитого человеком мира».

«Домострой» показывает нормативные отношения в семье, которая предстает моделью государственного устройства. Семья, по «Домострою», является школой подготовки к жизни, и каждый ее член имеет свои строго определенные права и обязанности.

Древнерусский памятник включает в себя три части: религиозные наставления (1-15 гл.), семейные отношения (16-29 гл.), хозяйственные рекомендации(30 – 63 гл.). 64 глава является самостоятельным сочинением , написанным в жанре поучения отца к сыну.

Начинается произведение с вопросов веры и религиозного культа: «Как веровать христианам в Святую Троицу и Пречистую Богородицу, и кресту Христову, и святым небесным бесплотным силам, и Великому среди пророков Иоанну Предтече, и всем святым и честным их мощам преклоняться», «Как священников и иноков в свой дом приглашать и молиться » и т.д. 


Далее следуют поучения, полезные для семьи: как вести себя мужу, а как жене, как воспитывать детей, как обращаться со слугами. Большое внимание уделяется отношению к родителям: «Чада, вслушайтесь в заповеди господни, любите отца и мать свою, слушайте их, и повинуйтесь им в Боге во всем, и старость их чтите, и немощь их и всякую скорбь от всей души на себе понесите…». Как важны в наше время эти наставления. Особенно эти строки: «Если же кто осуждает , или оскорбляет своих родителей, или клянет их , или ругает, тот перед Богом грешен и проклят людьми…». В данной главе часто повторяются непреходящие нравственные заповеди: «не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, на чужое не посягать, не осуждать, не бражничать, не высмеивать, не помнить зла, ни на кого не гневаться, к старшим быть послушным и покорным» – чего так не хватает современной молодежи.

С каждой главой указания становятся все более практическими. Вторая, третья и четвертая части напоминают учебник домоводства: «Как всякое платье кроить и остатки и обрезки беречь…», «Как двор строить, или лавку, или деревню, или амбар…».



Большое внимание уделяется воспитанию в семье детей, как мальчиков, так и девочек. Причем отношение к ним разное: если мальчик должен вырасти настоящим мужчиной и для этого должен пройти суровую школу домостроевского воспитания (в том числе и физические наказания), то девочек воспитывают более мягко, чтобы они стали прежде всего заботливыми женами, нежными и ласковыми мамами, настоящими хозяюшками.

«Домострой» написан в патриархальных традициях, такая книга должна была появиться в 16 веке, когда русские осознали себя общностью и силой, почувствовали, что за ними – мощь многовековой национальной культуры. Накопленный опыт был обобщен в духовно-хозяйственной книге, ведь у предков можно было научиться многому: мудрой политике, воинской доблести, праведной вере, простым житейским навыкам, владение которыми превращает человека в хозяина и мастера.