суббота, 31 августа 2013 г.

Методические рекомендации по проведению Уроков Духовности в светской школе


Проведение Урока Духовности направлено на духовное оздоровления молодого поколения. Именно школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Особенностью Урока Духовности является особая организация взаимодействия учителя и ученика , обращение к духовному и душевному внутреннему миру ученика, что способствует развитию системы эмоциональных отношений к духовным и нравственным ценностям.
Цель Урока Духовности - обогащение духовного мира подростка и мотивационного сопровождения его жизни путем формирования в нём светлых образов и мыслей и составления собственных представлений о современных моральных ценностях общества.
Задачи:
развитие у подростка потребности в духовном и нравственном самосовершенствовании;
ориентация на ценности человеческой личности.
При определении содержания, форм и методики проведения Дня духовности важно учитывать необходимость деятельностного подхода в работе с обучающимися и практическую значимость духовно-нравственного образования учащихся, которая предполагает, что учащиеся не получают знания в готовом виде, а самостоятельно создают их для себя, а также целесообразность использования методик учебного сотрудничества, различных вариантов работы в группах, моделирования жизненных ситуаций;
Урок Духовности проводится с учетом собственного педагогического опыта, уровня подготовки учащихся, их возрастных особенностей и специфики обучения в начальной, основной и старшей школах.
В начальной школе (1-4 классы) чрезвычайно важно учитывать возрастные, индивидуальные и психологические особенности младшего школьника. Поэтому основой организации урока духовности должен стать личностно-ориентированный подход, чтобы ребенок научился анализировать собственное поведение, вставать на точку зрения другого человека, изменять собственную позицию. Важно помнить, у ребят этого возраста доминирует эмоционально-чувственное отношение к миру, друг к другу, поэтому следует использовать инсценировки, сказки, рисунки, игру, отгадывание ребусов, загадок, которые формируют и закрепляют в детском сознании важные ценностные ориентиры. Учитывая эти обстоятельства, учителю важно в процессе подготовки и проведения урока духовности создать комфортные условия для эмоционального переживания школьников.
Предполагаемая схема урока духовности.
1. Введение
2. Духовное в искусстве:
выразительное чтение стихов;
прослушивание фрагментов классической музыки;
знакомство с художественными полотнами;
3. Духовное в литературе:
Сказки.
Рассказы.
Стихи.
4. Подведение итогов:
Важно лаконично выразить мнение, к которому класс пришёл в ходе дискуссии. Это поможет сохранить в памяти то, о чём говорилось.
В основной школе (5-9 классы) необходимо учитывать существенные психологические, интеллектуально-познавательные и многие другие особенности этой возрастной группы.
Виды деятельности и формы проведения урока духовности:
• ознакомление по желанию обучающихся и с согласия родителей (законных представителей) с деятельностью традиционных религиозных организаций города Томска;
• написание эссе на нравственно-этические темы па материалах конкретных сообществ (семьи, подростковой дворовой группы (субкультурной тусовки), класса и т.д. (при условии анонимности) и последующее обсуждение затронутых в тексте проблем;
• осмысление взаимоотношений в коллективе класса (образовательного учреждения в целом), что предполагает овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности.
В старших классах (10-11 классы) акцент делается на проблемный, дискуссионный, диалоговый характер обучения. Специфика старших классов, возрастные особенности этой категории учащихся диктуют необходимость применения эвристических и исследовательских методов обучения, которые реализуются с помощью активных методик и технологий.
Выбираются соответствующие формы его проведения: урок-дискуссия, урок-диспут, урок-исследование, моделирование исторической ситуации, урок-конференция, урок-круглый стол и др., нацеленные на аналитическую деятельность, самостоятельную и групповую работу, диалоговую форму общения. На обсуждение предлагаются дискуссионные, проблемные вопросы, которые призваны активизировать мыслительную деятельность учащихся, поставить их перед необходимостью сделать осознанный выбор в пользу той или иной точки зрения, аргументировано защитить свою позицию.