пятница, 30 августа 2013 г.

Разработка урока по теме «Грани подвига в годы Великой Отечественной войны»

Автор Михайлова Ольга Геннадьевна














У войны не женское лицо
(С. Алексиевич)


Цель урока: ознакомить обучающихся с примерами проявления героизма женщинами в годы Великой Отечественной войны

Задачи:
- открыть обучающимся новые грани подвига, его глубочайшую гуманистическую сущность;
- показать высокие нравственные качества простых людей, которых война сделала настоящими героями;
- способствовать формированию навыков анализа текста и составлению характеристик образа (персонажа).
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
   Мы продолжаем изучать произведения, повествующие о событиях Великой Отечественной войны.  И сегодня познакомимся с повестью Б. Васильева «А зори здесь тихие». По ходу анализа текста предлагаю фиксировать в тетрадях наиболее важные события и проявления  характера персонажей с указанием страниц для подготовки материала к зачетной творческой работе.
   В своей книге «У войны не женское лицо» Светлана Алексиевич пишет: «… военные  профессии у этих женщин - санинструктор,  снайпер, пулеметчица,  командир зенитного  орудия, сапер,  а сейчас они - бухгалтеры, лаборантки, экскурсоводы, учительницы... Несовпадение ролей  - там  и здесь. Рассказывают,  как будто не о себе, а о  каких-то  других девчонках. Сегодня сами себе удивляются. И на моих глазах "очеловечивается" история, становится похожей на обычную жизнь. Появляется другое освещение».  
Так кто же они такие, обычные герои Великой Отечественной?

2. Беседа с классом с элементами анализа текста

Примерные вопросы для беседы:
1. Почему для раскрытия замысла повести автор выбирает такой тип героинь?
2. В чем своеобразие каждой из пяти девушек-зенитчиц?
3. Можно ли считать, что автор создает собирательный образ женщины на войне?
4. Можно ли назвать геройской смерть каждой из них?
5. С какой целью Б. Васильев использует авторскую характеристику Ф. Васкова, экскурс в его прошлое и в прошлое каждой из девушек (гл. V, VI; гл. II, VII, VIII, X, XIII).
   
   В ходе беседы обучающиеся отмечают, что каждая из героинь имеет свою изюминку: Женя Комелькова – броскую внешность, которой восхищаются все; Рита Осянина – ярко выраженное чувство долга; Соня Гурвич – поэтичность и хрупкость; Лиза Бричкина – удивительное единение с природой; Галя Четвертак – неуемную фантазию. 
   У каждой героини свой счет к фашистам: у  Риты – гибель мужа «на второй день войны в утренней контратаке»; у Жени – «маму, сестру, братишку – всех из пулемета уложили»; у Сони – в оккупированном Минске «дружная и очень большая семья»; у Лизы несостоявшееся «предчувствие ослепительного счастья»; у Гали – неосуществленные фантазии. 
   Объединяет девушек и  готовность без сомнения и колебаний вступить в бой. Против целой диверсионной группы обученных и до зубов вооруженных фашистов встали пять девушек с трехлинейками, встали и победили. 
   В ходе анализа текста важно обратить внимание обучающихся на то, как суровая действительность войны вступает в непримиримые противоречия с  присущими женщине качествами: нежность, ласка, доброта и др. В качестве примера можно привести эпизод, когда Рита убивает своего первого немца. Потрясение девушки настолько велико, что на поздравления подруг  «она улыбается наклеенной улыбкой. Всю ночь ее трясло». То же испытывает Женя, впервые убив врага прикладом «по живой голове». 
   Обучающиеся  подмечают, что каждая из девушек является носительницей одного из существенных качеств этого  собирательного образа.

   В процессе чтения и анализа эпизодов гибели девушек учитель должен добиться того, чтобы смерть каждой из них потрясла обучающихся до глубины души. Важно отметить, как старшина прощается с каждой из них, подводит горестные итоги и объединяет всех пятерых своей скорбью, желанием отомстить, увековечить память о них. 
   Образ Федота Васкова помогает понять, насколько велик подвиг, совершенный девушками.  Прошлое старшины объясняет многое в нем сегодняшнем. В нем писатель видит образец простого и честного труженика, благородного и настоящего человека, добросовестно выполнявшего всю работу, даже военную. Именно поэтому смертельно раненная Женя просит , чтоб  забрал и воспитал ее маленького сына. 
   Смертельный бой с диверсантами позволяет открыть в герое качества, о существовании которых он, возможно, и не подозревал: впервые он должен не исполнять приказ, а  самостоятельно принимать решения, контролируя поведение врага. И это потому, что рядом с ним слабые, как он сначала считал, девчонки. 
   Кроме того, узнавая девушек, он проникается к ним теплотой и сочувствием; сроднившись с ними, он говорит: «Да, какой я вам старшина, сестренки? Я теперь  вроде  как брат» . Именно в общении с ними в смертельном бою расправляется суровая душа старшины, а девушки проникаются доверием и уважением к этому, как они считали, недалекому и бесчувственному солдафону. 
  Учитель акцентирует внимание обучающихся на том, что именно высокие духовные качества старшины, его чувство ответственности  «за все на свете» стали основой такого духовного преображения. 
   Единый подвиг – защита Родины – уравнивает старшину Васкова и пятерых девушек, которые «свой фронт, свою Россию» на Синюхиной гряде и поднимает героев на высоту осознанного патриотизма и героизма. 

3. Анализ эпилога
Как вы понимаете название повести? Как пейзаж помогает раскрыть название повести?
   Чаще всего в процессе прочтения и анализа эпилога  обучающиеся отмечают, что красота природы Карелии восхищает и радует глаз. Раньше  здесь от взрывов содрогалась земля, а теперь «зори здесь тихие…». 

4. Подведение итогов урока. 
   Слово учителя
  Итак, в качестве вывода хочется привести   философские размышления писателя о несовместимости с войной женщины, «в которой самой природой ненависть к убийству заложена», о необратимости утраты будущей, которая могла бы дать начало целой ниточке «в бесконечной пряже человечества».  
   Подвиг каждой из них становится более весомым оттого, что они, женщины, хрупкие и нежные, созданные для того чтобы дарить любовь, дарить и продолжать жизнь,   взваливают на себя  груз ратных забот, вступают в беспощадную схватку с жестоким захватчиком и погибают в неравной борьбе, защищая свою свободу и будущее своей Родины. 

5. Домашнее задание
Опираясь на материал урока, написать эссе «Неизвестные герои Великой Отечественной»


Список литературы:
  1. Баранов В. Развитие или хождение по кругу? (1973) 
  2. Борисова И. Напоминание. (1969) 
  3. Воронов В. Серьезный дебют. (1970) 
  4. Дементьев А. Военная проза Бориса Васильева. (1983) 
  5. Ковский В. Живая жизнь романа. (1977) 
  6. Латынина А. Частный человек в истории. (1978) 
  7. Левин Ф. Четверть века назад. (1970) 
  8. Полотовская И. Л. В списках значится: Васильев Б. Л. (Жизнеописание. Библиография. Сценография) // Библиография. — 2005. — № 2. — C. 75—88 
  9. Уварова Л. Сила доброты. (1973) 
  10. Юдин В. Если в разведку — то с ним!: О творческом пути писателя Бориса Васильева. (1985)