среда, 28 августа 2013 г.

Исследовательская работа обучающейся 7 класса МАОУ гимназии №56 г. Томска Смоляковой Кристины «Общины сестер милосердия в России и в Томске»


Сестры милосердия… Как-то странно и непривычно звучат эти слова в наше время. И я для начала решила выяснить, что же такое милосердие? И какое отношение к нему имеют сестры. Просмотрев толковый словарь Ушакова, энциклопедию «Кругосвет» и т.д. я решила объединить эти понятия, потому что милосердие - это главное слово в моем эссе! И вот что у меня получилось: милосердие - сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку, готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается, наивысшая форма любви к ближнему.
Развитие новой для России формы благотворительности - сестринского милосердия началось с середины XIX века. Первая в Европе Свято-Троицкая женская община, готовившая сестер милосердия для попечения о раненых, была основана в 1844 году в Петербурге. Общины объединяли женщин-христианок от 18-20 до 40 лет, представлявших все сословия и звания, с «одним духовным намерением — бескорыстно служить страждущим». Сестры милосердия таких общин давали обещание (присягу) служения ближнему, сопровождавшееся церковным обрядом и напоминающее монашеские обеты. Общины сестер милосердия стали своеобразными женскими монастырями - в них не требовалось пострига в монахини. Но различные элементы их устройства – совместное проживание, молитва, еда, безвозмездная работа, строгая дисциплина – были заимствованы из православных монастырей.
Ко второй половине XIX века в России существовало около двух десятков общин сестер милосердия: Троицкая, Никольская, Крестовоздвиженская, Стурдзовская община в Одессе, община Литейной части, Покровская, община во имя св. Георгия в Петербурге. Позднее Георгиевская община станет самой многочисленной организацией Красного Креста - в 70-е годы ее возглавила Елизавета Петровна Карцева – российская императрица, покинувшая Крестовоздвиженскую общину. 
В 1875 г. в Крыму, в окрестностях Ялты, под покровительством императрицы основывается Благовещенская община, а в 1876 г. в Тифлисе - Тифлисская. Перед русско-турецкой войной в Новгороде была основана Екатерининская община, две аналогичные организации - в Пскове небольшие сестричества возникают в Костроме, Курске и Таллинне. В Москве в этот период создаются две общины: «Утоли моя печали» и Владычне-Покровская.
Монашество изначально было духовной сокровищницей христианства, являющей всему миру подлинный опыт восхождения к Богу и духовного преображения человека. На Руси монастыри в продолжение многих столетий были не только училищем нравственности и благочестия, но и источником национального самосознания и культуры. Православные обители всегда стояли молитвенной стражей у незримых пределов Святой Руси.
На томскую землю монашество пришло одновременно с основанием русскими первопроходцами города Томска. Первый монастырь появился здесь уже в 1605 году и был посвящен Казанской иконе Пресвятой Богородицы, хранительнице восточных рубежей нашего Отечества, и святому Алексию Человеку Божиему, явившему своей жизнью высокий подвиг истинной любви к Богу и ближним. 

Богородице-Алексиевский монастырь, став первым очагом духовной жизни в Центральной Сибири, играл большую роль в области просвещения и социального служения. В 1746 году в стенах обители было открыто первое учебное заведение в регионе, явившееся колыбелью всего томского образования. Закрытый и разоренный после революции Томский монастырь был возрожден в 1992 году, когда началось восстановление его монашеской жизни и внешнего облика. Главная святыня обители - мощи святого праведного Феодора Томского, почивающие в особо устроенной деревянной резной гробнице.
В наши дни на томской земле создаются и новые обители, свидетельствующие о неистребимой жажде духовного совершенства в русских людях: в трехстах километрах к северу от Томска созидаются женский Свято-Никольский монастырь в поселке Могочино и мужской Преображенский монастырь в деревне Волок. Следуя древним монашеским традициям, современные иноки и инокини томских обителей с усердной молитвой и иноческими трудами соединяют служение ближним, выражающееся и в духовном руководстве мирянами, и в попечении о страждущих, малоимущих и заключенных, и в активной работе на ниве духовного просвещения.